Казахстанцы стали ходить в ТРЦ целенаправленно за покупками

Опубликовано
редактор кор.пункта регион "Центр"
Редактор отдела "Недвижимость"
Участники рынка говорят, что нецелевого клиента, который пришел развлечься, сейчас нет

«Курсив» опросил управляющих торговой недвижимостью о том, что изменилось в поведении арендаторов и покупателей, почему интернет-магазинам не удалось заменить собой традиционные ТРЦ и какой помощи они ждут от государства.

Торгово-развлекательные центры стали приходить в себя после «опустошительных» локдаунов 2020-го. Однако действующие ограничения на работу магазинов не позволяют ТРЦ восстановить прежний поток посетителей.  

«Трафик посетителей в 2020 году по сравнению с 2019-м сократился на 20–30% и сейчас держится примерно на том же уровне», – рассказывает учредитель компании Retail Space.kz, управляющей несколькими торговыми центрами, в том числе алматинским ТРЦ «Спутник», Ержан Уразбаев.  

Похожие цифры приводит администрация ТРЦ City Center, расположенного в городе Уральске: в 2020 году посещаемость здесь снизилась на 36%, и в 2021 году ситуация не улучшилась – трафик восстановился лишь на 1%. 

В столичном торговом центре «Деловой дом» количество посетителей в 2020 году сократилось в пять раз и трафик до сих пор не восстановился даже наполовину.  

«В 2019 году среднедневная посещаемость торгового центра была около трех тысяч человек, а в 2020-м она стала в районе 500–700 человек. В I квартале 2021-го мы наблюдали рост трафика на 10–15%», – приводит данные Данияр Табынбаев, исполнительный директор компании Marden Property, управляющей торговым центром «Деловой дом». 

В то же время алматинскому ТРЦ Dostyk Plaza удалось вернуть большую часть клиентов.

«Из-за влияния пандемии COVID-19 трафик в  Dostyk Plaza в 2020 году снизился на 41%. В I квартале 2021 года трафик восстановился на 22%, – отмечает руководитель блока аренды и развития TSPM (ТРЦ Dostyk Plaza, Shymkent Plaza) Марина Шишкина, и поясняет: – Несмотря на то, что Минздрав РК и местные органы власти сохраняют режим ограничений в работе ТРЦ, покупатели научились подстраиваться под новые условия и планировать свой шоппинг». 

Отборный покупатель 

На фоне снизившегося трафика в торговых центрах возросло «качество» покупателей – в ТРЦ стало больше посетителей, которые приходят именно за покупками, а не для того чтобы провести свободное время в неспешных прогулках по торговым рядам. Отдельные ретейлеры отмечают рост конверсии до 20%. 

«Посетители в основном делают целевые покупки – удовлетворяют свои базовые потребности в продуктах питания, одежде, обуви. Нецелевого покупателя, который пришел развлечься, сейчас нет», – делится наблюдениями Ержан Уразбаев. 

В Dostyk Plaza соглашаются, что «нецелевой трафик отсеялся», и добавляют – в среднем по ТРЦ вместе с ростом конверсии вырос и средний чек.  

«Наш покупатель среднего и средневысокого ценового сегмента остался с нами», – уверены в ТРЦ Dostyk Plaza.  

Выиграли быстрые 

Но если одним ретейлерам рост конверсии и среднего чека позволил поддерживать товарооборот на приемлемом уровне и даже увеличить его, то другие ретейлеры сообщают о снижении товарооборота на 10–40%, в зависимости от сегмента и локации. 

«В плюсе оказались арендаторы, которые оперативно проанализировали ситуацию, сделали правильные выводы и перестроились», – считает директор карагандинского ТРЦ City Mall Рустам Шагеев. 

Каждый второй алматинский ретейлер, которых для «Курсива» опросил Colliers Kazakhstan, сообщил о сокращении своих площадей и снижении показателей товарооборота в первом полугодии 2021 года по сравнению с докризисными показателями.  

Другой половине опрошенных ретейлеров удалось сохранить свой товарооборот или даже увеличить его. Кроме того, часть респондентов заявили об увеличении в 2020–2021 году торговых площадей. 

«Наш товарооборот вырос за счет открытия новых магазинов и за счет курсовой разницы. Даже если взять LFL (соотношение выручки магазинов розничной сети за текущий и прошлый отчетный период – «Курсив») и убрать курсовую разницу, все равно прирост есть», – делится один из операторов по продаже одежды в сегменте масс-маркет. 

Всё в дом 

Игроки рынка отмечают рост спроса на товары для здоровья, спорта и домашнего уюта и снижение – на классическую одежду. 

«Из-за того что многим из нас приходится значительную часть времени проводить дома, растет психологическая потребность людей в комфорте, поэтому покупатели тратят деньги на дизайн интерьера, бытовую технику и так далее», – объясняют в Dostyk Plaza. 

«После ограничения деятельности фитнес-центров стали больше приобретать спортивного инвентаря – тренажеров, беговых дорожек, гантелей и так далее. Когда ограничения смягчили, стала более востребована одежда для активного отдыха и путешествий, занятий спортом на природе», – отмечает девелопер из Караганды Рустам Шагеев. 

Опрошенные Colliers Kazakhstan ретейлеры отметили, что более чем на треть «просела» классическая одежда – покупатели стали отдавать предпочтение повседневному неформальному стилю casual. В сегменте косметики почти на 10% сократился спрос на продукцию класса масс-маркет, в особенности на продукцию для губ и ухода за волосами. А вот спрос на косметику класса люкс увеличивается, хоть и незначительно – на 2,2%.  

Шоппинг вместо путешествий 

Где люди предпочитают делать покупки – в интернете или в физических магазинах – мнения участников рынка по этому поводу разделились. Одни говорят, что покупатели активно уходят в онлайн, другие отмечают, что люди устали от покупок в интернете и жаждут общения, поэтому предпочитают посещать торговые центры. Но игроки сходятся в одном: онлайн и офлайн дополняют друг друга. 

«Многие из наших арендаторов стали больше использовать онлайн-продажи, а в торговый центр приглашают покупателей на примерку», – отмечает Данияр Табынбаев. 

Рустам Шагеев соглашается с Табынбаевым, но добавляет, что это не привело к сокращению трафика в офлайн-магазинах: «Пара нишевых ретейлеров из нашего ТРЦ, продающих одеж­ду, сообщили, что закрывают офлайн-магазин и полностью уходят в онлайн. Но это единицы. Большинство стали использовать онлайн-продажи наряду с офлайном. Все большие сети сохранили офлайн-площадки. Возможность ощутить физически материал, из которого изготовлена вещь, и примерить ее до покупки остается привлекательной для всех категорий покупателей». 

«У нас оттока из офлайн не произошло, наш потребитель любит ходить в магазин в реале», – подтверждает крупный сетевой оператор одежды и обуви. 

Доля онлайн-продаж растет, но пока этот показатель незначителен – не превышает 5% даже для Алматы, поясняет председатель Союза девелоперов торговой недвижимости Республики Казахстан, один из совладельцев молла «Апорт» Дмитрий Ревин

«На данном этапе развития розничной торговли я бы не стал переоценивать этот канал продаж. Нашим гостям важно пощупать товар, почувствовать его запах, вживую увидеть результат», – объясняет Ревин. 

Представители ТРЦ Dostyk Plaza добавляют, что в условиях пандемии посещение торговых центров стало альтернативой путешествиям – при закрытых границах люди стали тратить на шоппинг больше времени. 

Вакцина от кризиса 

К докризисным показателям посещаемости и общему росту показателей продаж отрасль может вернуться не ранее, чем к концу 2022 года, при условии снижения уровня заболеваемости вследствие массовой вакцинации, – сходятся во мнении опрошенные «Курсивом» участники рынка.  

«Мы надеемся, что усиленные меры по вакцинации населения позволят снизить уровень заболеваемости, и это, в свою очередь, позволит со временем вернуть режим работы ТРЦ в прежнее русло, а показатели дея­тельности – к показателям 2019 года», – говорят представители Dostyk Plaza.  

«Просчитать и спланировать ситуацию наперед в текущих реалиях невозможно», – считает директор карагандинского City mall. – Все будет напрямую связано с общей ситуацией по заболеваемости и решениями госорганов». 

«Прогнозы делать очень тяжело – неизвестно, что будет с новым штаммом, тем более что сейчас наблюдаем резкий всплеск заболеваемости, – соглашается учредитель Retail Space.kz. – Мы не ждем роста и какого-то wow-трафика в этом году. Единственный путь нормализации ситуации – это вакцинация всего населения на 70–80%. Но даже если пандемия закончится до конца этого года, еще минимум год уйдет на восстановление трафика до уровня 2019-го». 

Если же появление новых штаммов COVID-19 приведет к череде новых локдаунов, все ТРЦ страны столкнутся с кризисной ситуацией, как в первой половине 2020 года, и будут вынуждены выйти на простой с потерей прибыли и возможными сокращениями штата. 

В этих условиях неопределенности владельцы ТРЦ ожидают от правительства поддержки. 
К примеру, фиксирования тарифов на коммунальные услуги. Однако с 2021 года для отрасли отменили имеющиеся налоговые послабления, а в июле бизнес узнал, что сектор коммерческой недвижимости могут исключить из программы льготного кредитования «Дорожная карта бизнеса-2025». 

«Программа господдержки позволяла частично субсидировать процентную ставку по долговым обязательствам. Если ОКЭД 68.20 (Аренда и эксплуатация недвижимости) уберут из дорожной карты, то арендодатели в ТРЦ больше не смогут получать поддержку от государства и, соответственно, продолжать поддерживать арендаторов», – сетует исполнительный директор компании Marden Property. 

Такие меры, по мнению Табынбаева, могут привести к финансовой несостоятельности закредитованных предприятий малого и среднего бизнеса. 

Читайте также