Президент LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy) Бернар Арно – первый в списке Forbes. В прошлом году он уже становился богатейшим человеком в мире, но продержался только три дня, снова уступив основателю Amazon Джеффу Безосу. Впрочем, по данным Bloomberg, Арно и сейчас позади Джозефа Безоса и Илона Маска (соответственно — второе и первое места в списке Bloomberg).
Forbes отмечает, что состояние французского бизнесмена увеличилось на $110 млрд за последние 14 месяцев, и рост связан с хорошими показателями LVMH: согласно финансовому отчету компании, выручка за первое полугодие 2021 года повысилась на 56% по сравнению с тем же периодом 2020-го и составила 28,7 млрд евро. Продажи в сегменте «мода и изделия из кожи» выросли на 74%, если сравнивать с 2020 годом, и на 38% — если с доковидным 2019-м.
Кроме того, портфель брендов LVMH за время пандемии значительно расширился: от сделки с Tiffany до покупки молодежной марки Off-White.
О новых и старых приобретениях Бернара Арно, антирекордах и рекордах LVMH во время локдауна и о том, как восстанавливается спрос на товары класса люкс — в материале «Курсива».
«Но я знаю Christian Dior»
Одна из самых знаменитых историй о Бернаре Арно, растиражированная СМИ во всем мире – это о том, как однажды он сел в такси в аэропорту Нью-Йорка, и, разговорившись с водителем, спросил его, знает ли тот президента Франции Жоржа Помпиду.
«Нет, — ответил он, — Но я знаю Christian Dior».
Возможно, именно тогда Бернар Арно сделал нужные выводы. Но пройдет время, прежде чем инженер по специальности, далекий от мира моды (он занимался семейным строительным бизнесом), решит купить компанию Boussac – текстильный конгломерат, в состав которого, кроме всего прочего, входил и Christian Dior. В прессе писали, что Арно обещал сохранить рабочие места и восстановить знаменитое производство (история текстильной мануфактуры велась с XVIII века), но вместо этого уволил 9 тыс. рабочих и распродал большую часть активов за $500 млн. Он оставил только две легенды – марку Christian Dior и универмаг Le Bon Marché.
Затем настала очередь парфюмерного подразделения Dior, которое принадлежало компании Louis Vuitton Moët Hennessy. Как окажется позже, в планах Арно был не только Dior: к 1990 г. он получит контроль над всем конгломератом, и в его распоряжение попадут еще две великие марки – шампанского Moët & Chandon (год основания – 1743) и коньяка Hennessy (1765 г).
Так было положено начало империи Бернара Арно, в которую к 2020 году входили больше 70 брендов, от Louis Vuitton и Fendi (аксессуары из кожи) до ювелирных Bulgari, Fred и Chaumet; от модных домов Givenchy, Loewe, Marc Jacobs и др. до парфюмерии и косметики Christian Dior, Guerlain, Givenchy, Kenzo; от коньяка и шампанского (Moet & Chandon, Dom Perignon, Veuve Cliquot и Krug) до люксовых универмагов La Samaritaine и Bon Marché.
Максимальные потери Бернара Арно
2020 год останется в истории LVMH и биографии Бернара Арно как год крутых взлетов и падений: от первого места в списке Forbes до максимальных потерь во время кризиса по информации Bloomberg. Ситуация менялась почти каждый месяц.
Фото с сайта posta-magazine.ru
— Январь. Forbes называет Бернара Арно богатейшим человеком мира с состоянием в $117 млрд. Для его компании начало года так же было очень успешным: бьюти-инкубатор Kendo, входящий в состав LVMH, выкупил оставшуюся долю одного из самых популярных брендов косметической империи Sephora – Kat Von D, а ювелирное подразделение LVMH приобрело второй крупнейший алмаз в истории у компании Lucara Diamond – пресса связала это с готовящейся сделкой с Tiffany & Co.
— Февраль. Бернар Арно теряет больше $4,8 млрд. Как сообщал Bloomberg, 24 февраля 2020 года самые богатые люди мира лишились $139 млрд из-за опасений на фондовых рынках: инвесторы были обеспокоены масштабами распространения коронавируса.
— Апрель. LVMH публикует финансовый отчет за первый квартал 2020 года: общая выручка компании снизилась на 15% по сравнению с тем же периодом 2019-го. Причина – закрытие магазинов и производств сначала в Китае, а потом и на территории Европы. Больше всех пострадало часовое и ювелирное подразделение: минус 24% выручки у Bulgari, Hublot, Сhaumet, Tag Heuer и Zenith. На 9% снизились продажи модной одежды Givenchy, Celine и Fendi. Чтобы справиться с ситуацией, LVMH принял решение об уменьшении общих расходов в 2020 году на 40%. Бернар Арно отказался от своей зарплаты за апрель и май.
— Май. Bloomberg называет cамого обедневшего человека в мире – им стал глава LVMH. По информации агентства, $30 млрд, которые потерял Бернар Арно, были максимальной суммой, которую за время кризиса потерял один человек.
— Июль. Согласно финансовому отчету LVMH за первое полугодие, чистая прибыль LVMH упала больше чем в 6 раз, до 522 млн евро. Наименьшие потери были у сегмента вин и спиртных напитков (выручка упала на 20% в годовом выражении), наибольшие – у часового и ювелирного подразделения (минус 38%).
— Сентябрь. LVMH объявляет, что «при текущих обстоятельствах не может завершить приобретение Tiffany». Компании подают друг на друга в суд. Tiffany требует от LVMH выполнения изначальных условий договора, LVMH обвиняет руководство Tiffany в том, что они плохо управляют компанией во время кризиса.
— Октябрь. LVMH сообщает, что появились признаки восстановления отрасли. Выручка от продаж одежды и кожаных изделий выросла на 12%, прежде всего благодаря высоким продажам Louis Vuitton и Dior. Большую роль сыграло то, что в Китае были ослаблены карантинные меры. По данным Forbes, состояние Бернара Арно на фоне роста стоимости акций LVMH за неделю увеличивается на $8 млрд и превышает $122 млрд – он на втором месте в рейтинге богатейших людей мира. В конце месяца Tiffany и LVMH сообщают о заключении нового соглашения.
— Декабрь. Акционеры Tiffany & Co. одобряют сделку с LVMH на $15,8 млрд.
2021 год: увеличение чистой прибыли в 10 раз
2021 год начался с триумфальных новостей от LVMH: французский конгломерат объявил о завершении сделки по приобретению Tiffany&Co. Состояние Бернара Арно после этого сообщения увеличилось больше чем на $4 млрд, сообщил Forbes.
Очень скоро появятся сообщения и о других сделках французского бизнесмена. В феврале инвесткомпания L Catterton, контролируемая Бернаром Арно, взяла под контроль немецкий бренд сандалий Birkenstock. Стоимость сделки, по некоторым источникам, составила 4 млрд евро.
В пресс-релизе приводились слова Бернара Арно:
«Мы поможем Birkenstock реализовать имеющийся большой потенциал роста».
В результате продажи 70% акций братья Алекс и Кристиан Биркеншток, унаследовавшие бизнес от своего отца, стали миллиардерами: состояние каждого из них в марте оценивалось в $1,7 млрд.
В июле L Catterton купила контрольный пакет акций итальянского бренда Etro за 500 млн евро. В СМИ писали, что марка, узнаваемая во всем мире благодаря своим цветочным принтам и узору «пейсли», серьезно пострадала от пандемии коронавируса и ей было необходимо финансовое вливание. По сообщению Reuters, L Catterton приобрела 60% Etro.
В том же месяце уже LVMH сообщил о том, что покупает 60% акций бренда уличной моды Off-White. 40% остаются за основателем марки Вирджилом Абло, который занимается не только своим брендом, но и мужской линией Louis Vuitton – как креативный директор. Бернар Арно заявил, что теперь Вирджил Абло будет работать над запуском новых брендов LVMH.
Что касается финансовых показателей, то в представленном LVMH в январе годовом отчете за 2020 год отмечалось не только падение продаж и выручки (доход компании составил 44,7 млрд евро — на 17% меньше показателей 2019 г.), но и значительный прирост на азиатских рынках – как сказано в отчете, «в двузначных цифрах» в процентном соотношении.
Отчет за первый квартал 2021 года показал увеличение выручки на 32% , причем это касалось всех подразделений компании, кроме розничной торговли (на этот сегмент по-прежнему влияют ограничения в международном туризме). И снова – большой подъем в Азии и в США. Самые лучшие результаты продемонстрировало наиболее пострадавшее в 2020 году ювелирно-часовое подразделение: продажи выросли на 138%.
В отчете за второй квартал люксовый гигант сообщил об увеличении чистой прибыли в 10 раз. Общие доходы LVMH выросли на 84% и составили 14,7 млрд евро.
И, наконец, в финансовом отчете за первое полугодие 2021 года LVMH приводятся такие цифры: чистая прибыль компании составила 7,6 млрд. Почти в четыре раза выше показателя 2020 года и на 44% больше прибыли за тот же период доковидного 2019-го.
В июле 2021 года, по данным Forbes, состояние Бернара Арно впервые превысило $200 млрд.