Две МФО в Казахстане могут стать банками

Опубликовано (обновлено )
Обозреватель отдела "Финансы"
Соответствующие поправки, предусматривающие такой шаг, регулятор обсуждает с участниками финансового рынка

На банковский рынок Казахстана могут выйти несколько новых игроков. Две микрофинансовые организации (МФО) подтвердили «Курсиву», что рассмотрят возможность трансформации в банк после принятия всех поправок, касающихся этого процесса.

Игроки микрофинансового рынка ожидают появления окончательной редакции правил реорганизации МФО в банки. Две компании – KMF и Solva – сообщили «Курсиву», что рассматривают для себя такую возможность. В KMF уточнили, что все будет зависеть от условий трансформации, прописанных в законе, а также от решения акционеров компании.

«Сроки перехода в случае принятия такого решения будут зависеть от наших технических, финансовых и IT-возможностей», – уточнил председатель правления МФО «KMF» Шалкар Жусупов.

Гендиректор МФО «Solva» Анна Максимова рассказала, что компания активно масштабируется и это станет новым шагом в ее развитии, но все будет зависеть от процедуры перехода и требований. 

Отвечая на вопрос об интересе к реорганизации со стороны других игроков, глава Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК) Ербол Омарханов сообщил, что широкого применения такой практики не будет, но сама возможность стать банком даст стимул для развития МФО, повысит их стремление к достижению высоких стандартов обслуживания и ответственности в своей деятельности. По данным финнадзора, на 27 июля текущего года лицензию на осуществление микрофинансовой деятельности имеют 220 микрофинансовых организаций. 

О том, что финрегулятор разрешит крупным МФО стать банками, в мае заявила глава Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова. Для этого АРРФР разработало проект поправок в закон «О микрофинансовой деятельности». 

Сейчас эти поправки, предусматривающие условия и процедуры реорганизации микрофинансовых организаций в банк, обсуждаются с АФК и участниками финансового рынка, рассказала первый зампред Совета Ассоциации финансистов Казахстана Ирина Кушнарева.

«Можно сказать, что по основным принципам и механизмам позиции регулятора и рынка совпадают, необходима доработка деталей и процедурных нюансов», – добавила она. 

Углубить проникновение 

В качестве основного аргумента для выхода МФО на банковский рынок игроки озвучивают развитие финансовой инклюзии, то есть расширение доступности финансовых услуг. Ербол Омарханов отметил, что деятельность МФО в основном сосредоточена в сельской местности (около 70% заемщиков – жители сельских населенных пунктов), где слабо представлены отделения банков. Возможность трансформации позволит МФО вовлечь в сферу финансовых услуг более широкий круг клиентов и благоприятно отразится на сфере малого и среднего бизнеса, так как основной целью МФО является развитие предпринимательской активности граждан и финансовая поддержка субъектов МСБ. Сегодня, по словам Омарханова, МФО остро ощущают необходимость осуществления в своей деятельности некоторых банковских операций, таких как открытие и ведение счетов, услуги по денежным переводам и т. п. 

«Главная выгода такой трансформации – возможность привлечения депозитов населения, что существенно удешевляет и диверсифицирует базу фондирования для финансовой организации, повышая тем самым рентабельность бизнеса», – считает основатель и гендиректор группы компаний TAS GROUP Дулат Тастекеев.

Еще одно преимущество банков перед МФО в том, что банки могут сами открывать международные счета и напрямую сотрудничать с международными платежными системами. 

Переход некоторых МФО в банковскую сферу не окажет значительного влияния на рынок, полагает Ирина Кушнарева. По ее словам, с точки зрения количественных показателей изменения будут незаметными для финансового рынка, так как совокупные активы всех микрофинансовых организаций составляют менее 2% активов банков. В то же время крупнейшие МФО по размеру активов и капитала вполне сопоставимы с небольшими банками.

«Если три-пять компаний превратятся в банки, то на рынке МФО каких-то глобальных изменений не произойдет, а в банковском секторе появятся игроки, которые смогут составить конкуренцию», – считает Анна Максимова. 

Без послаблений 

В ассоциациях, опрошенных «Курсивом», сообщили, что никаких дополнительных преимуществ при трансформации МФО в банки не будет.

«Послаблений в виде пониженных регуляторных требований не предусматривается и не может быть предусмотрено, так как ни МФО, ни другие организации не должны получать возможность осуществлять функции банков, не соблюдая требования, предъявляемые к банкам»,  – сказала Кушнарева.

По ее словам, операции по привлечению депозитов физических лиц подразумевают высокие требования (минимальный уровень капитала, участие в системе обязательного гарантирования и прочие) для обеспечения должного уровня финансовой устойчивости. Любые операции по открытию и ведению банковских счетов, выдаче гарантий также требуют соблюдения банковского регулирования. 

В АМФОК заявили, что в ходе обсуждения с регулятором принципов трансформации позиция профучастников была такова, что никаких льгот и послаблений для МФО в этом процессе быть не должно.

«Кроме того, мы предлагали усилить некоторые требования для МФО, планирующих создать банк путем конвертации. Например, правом на трансформацию в банк должны обладать компании, имеющие безупречную репутацию и без­убыточный опыт работы не менее трех лет», – отметил Омарханов.

По его словам, уставный капитал МФО будет засчитан в уставный капитал будущего банка. 

Шалкар Жусупов также считает, что трансформация не должна быть возможностью для всех МФО и легким процессом.

«Доступ к такой процедуре нужно обеспечить только тем МФО, которые имеют безупречную репутацию, большой опыт работы без серьезных нарушений и которые надежны с точки зрения выполнения требований регулятора», – сказал глава KMF.  

Если реорганизация будет проходить на стандартных условиях и требованиях к банкам, то сам процесс будет более оптимальным, пояснила Кушнарева. По ее словам, преимущество новой процедуры заключается в органичном переходе из МФО в банк на базе существующих активов и кредитного портфеля.

«В частности, наряду с обычной деятельностью МФО может получить разрешение регулятора на реорганизацию, выполнить все необходимые организацион­но-технические мероприятия, требующие достаточного времени, и обратиться за получением лицензии на проведение банковских операций», – отметила она. 

Для регулятора такие игроки будут более прозрачными.

«Банк, реорганизованный из МФО, фактически не будет новым неизвестным игроком на финансовом рынке, – говорит Кушнарева. – Прямая реорганизация обеспечивает уже на первоначальном этапе соответствие тем квалификационным требованиям, которые будут предъявляться к банку наравне с другими действующими банками».

Финансовая организация, регулируемая уполномоченным органом в течение многих лет, не создаст новых рисков для своих клиентов и не потребует усиленного внимания со стороны регулятора, заключила собеседница. 

Читайте также