Ресурсы

Багдат Мусин рассказал, как вывести цифровизацию госуправления Казахстана из тупика

Что вам нужно об этом знать

Российская компания СБЕР и правительство Республики Казахстан заключили соглашение о создании цифровой платформы правительства Казахстана в качестве альтернативы порталу eGov. 9 сентября прошла дискуссия на тему «Не утекут ли персональные данные казахстанцев через российскую платформу СБЕР?». Это один из главных вопросов к новой инициативе. «Курсив» рассказывает, что обо всем этом нужно знать.

Единая платформа, уверены в министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, нужна для того, чтобы получить максимальный положительный результат и для населения, и для экономики за счет цифровой трансформации. При этом IT-сообщество выражает опасения, в частности, по поводу сохранности конфиденциальных данных казахстанцев. Багдат Мусин уверен, что страхи рынка понять можно, но прежде всего они основаны не на заботе о населении.

«Цифровизация, при всех наших внешних успехах, заходит в своего рода тупик», — сказал он во время прямой трансляции вышеупомянутой дискуссии. Выход, по его словам, состоит в том, чтобы перейти на платформенную модель цифровизации.

«Президент поручил сделать комплексный анализ и представить дальнейшее видение не цифровизации, а цифровой трансформации государственного управления. Сегодня цифровой Казахстан, не электронное правительство, а именно цифровой Казахстан, состоит из четырехсот разных информационных систем. Они разного качества, построены на разных технологиях, и за ними стоят четыреста разных IT-команд, принадлежащих 30-40 IT-компаниям. Конечно, для них известие о том, что будет создана единая платформа, — неудобный, можно даже сказать, опасный момент. Они привыкли зарабатывать определенные деньги на конкретных заказах», — говорит Мусин.

Проанализировав международный опыт, в министерстве пришли к выводу, что оптимальной для перехода на платформенную модель является платформа, основанная на решениях АО «Сбер». В рамках сотрудничества с группой компаний «Сбер» рассматривается возможность реализации проектов по цифровой трансформации, переходу на платформенную модель цифровизации и реализацию концепции Data-Driven Government.

Что даст такой технологический переход?

Все решения в государстве должны приниматься на основе анализа данных. Например, ситуация с пандемией показала, что мы не имеем под рукой четких данных по населению: кто нуждается в помощи, а кто нет. Благодаря новому подходу в базах данных можно будет увидеть, кто и где, в каком регионе и как живет. И одним кликом можно будет начислить пособия или любые выплаты именно тем, кто реально в них нуждается, так как все данные будут структурированы и понятны. Кроме того, планируемые изменения позволят максимально оптимизировать бюджеты на сопровождение информационных систем госорганов.

«Речь идет не о замене eGov. Этот портал на сегодня — всего лишь витрина сервисов, за которыми стоят те самые четыреста IT-команд», — говорит Мусин. Платформенный подход, по его мнению, позволит консолидировать и структурировать базу знаний о населении, для того, чтобы принимались решения, основанные на точных данных.

Процесс перехода от «лоскутной» модели оцифровки государственного управления к платформенной можно представить как миллионы ветхих саманных хижин, вместо которых хотят построить сотни современных качественных новостроек. При этом никто, по словам Мусина, не забывает о безопасности. Любое решение в сфере IT, а тем более международное решение такого уровня, принимается с учетом требований концепции «Киберщит Казахстана» и уполномоченных по защите интересов граждан организаций. Унификация цифровых платформ между Казахстаном и Россией не предполагается.

«Казахстанская сторона берет программное обеспечение и техподдержку у компании СБЕР как у вендора. СБЕР даст все доступы, покажет исходные коды всех компонентов, разместит все на серверах в Казахстане. Сделает сессии с экспертами, которые покажут, как работает платформа, проведут обучение, и это временно, а дальше мы сами будем работать на платформе. Это наш капитал, будут работать казахстанские компании, причем не только большие поставщики, но и маленькие команды разработчиков», — говорит Мусин.