Пандемийный год для казахстанских компаний из горно-металлургического сектора не стал сложным. На фоне удорожания основных экспортных металлов и руд росло производство внутри страны.
Kursiv Research проанализировал выручку крупнейших компаний горно-металлургического комплекса (ГМК) для выявления лидеров отрасли. Выяснилось, что 2020 год – первый год пандемии COVID-19 – для десяти крупнейших компаний сектора не был драматичным. Выросла выручка всех десяти крупнейших компаний по сравнению с 2019 годом. У трех компаний выручка росла умеренным темпом (до 10%), у шести участников рейтинга динамика была значительной (до 50%) и одно горно-металлургическое предприятие показало взрывной рост – 195,2%. Финансовые результаты топ-10 отразились на официальной статистике: в 2020 году производство продукции ГМК увеличилось на 14,4%.
Второй после нефтянки
Горно-металлургический комплекс – важнейший для страны экономический сектор. По показателям валовой добавленной стоимости и экспорта ГМК занимает второе место после нефтянки. В 2019 году добавленная стоимость достигла 5,2 трлн тенге, что более чем в два раза больше уровня пятилетней давности (данные за 2020 год еще не опубликованы). Вес сектора растет и в относительных значениях: в 2015 году доля к ВВП составила 16,5%, по итогам 2019 года показатель оказался на уровне 20,1%.
ГМК включает в себя четыре отрасли: добыча угля и лигнита, добыча металлических руд, металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. Наибольший вклад в экономику у металлургической промышленности (ВДС в 2019 году составил 12%). Востребованность казахстанских металлов на мировых рынках формирует заказы на сырье внутри страны.
И это содействует стабильному росту добычи металлических руд – вторая ключевая отрасль ГМК, ВДС которой в 2015–2019 годы увеличилась в 2,4 раза.
В минувшем году, несмотря на пандемию COVID-19, объем выпуска в ГМК вырос на 14,4%, достигнув уровня в 8,5 трлн тенге. В Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), подводя итоги 2020 года, увеличение производства объясняли тем, что работа не прерывалась во время карантина.
По мнению руководителя ассоциации Николая Радостовца, слаженные действия оперативного штаба АГМП и правительства РК позволили предприятиям соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и избежать остановки.
«Это было сложно: были закрыты регионы, населенные пункты, приходилось буквально нестандартно действовать. Мы очень благодарны Министерству индустрии, правительству за то, что они смогли найти такие решения, когда тестирование нам удавалось проводить работникам, которые шли на вахту в полевых условиях. За то, что нам удавалось, несмотря на сложности, передвигать людей из региона в регион», – рассказывал тогда Радостовец.
В результате индекс физического объема, рассчитываемый на основе сопоставимых цен, для ключевых отраслей ГМК в 2020 году оказался положительным. В I–II кварталах 2020-го ИФО угольной отрасли был на уровне 1,8%, добыча железных руд +6,4%, добыча руды цветных металлов +8,2%. ИФО черной металлургии оказался в зоне отрицательных значений по итогу II квартала 2020 года (–0,9%), но в следующем отчетном периоде вышел в положительную зону. Отлично чувствовали себя производители благородных и цветных металлов, которые по итогу минувшего года нарастили выпуск в физическом объеме на 4,7%.
Казахстанский ГМК с другой стороны поддержал мировой спрос, динамика которого отразилась на колебаниях мировых цен. Пандемия стимулировала зарубежных поставщиков пополнять запасы в ожидании следующего локдауна, а некоторые иностранные заводы сокращали или приостанавливали производство. На этом фоне предложение оказалось выше спроса, что сказалось на мировых ценах. Цены на ключевые экспортные товары казахстанского ГМК за год заметно прибавили: фьючерсы на уран – на 24,2%, медь – на 27,9%, стоимость железной руды взлетела на 67,8%.
Медь, уран, еще раз медь
В минувшем году экспорт продукции ГМК принес стране $13,4 млрд, что превысило показатель 2019 года на 5,8%. Лидирует металлургическая промышленность – ее доля в экспортной выручке всего сектора по результатам предыдущего года достигла 73,2%. Казахстанские металлурги стабильно поставляют на мировые рынки медь (катоды и рафинированную), обработанный уран, феррохром, необработанные серебро, цинк, алюминий и титан. Вес перечисленных позиций в совокупном экспорте горно-металлургической продукции вырос до 59,5%.
Самой крупной экспортной статьей как в металлургии, так и в секторе ГМК являются катоды из рафинированной меди, поставки которых принесли почти $2,4 млрд (+3,6%). Вторую позицию занимает обработанный уран с экспортной выручкой в $1,7 млрд (+11%); третье место у феррохрома, экспорт которого сократился на 12%, составив почти $1,4 млрд.
Географический анализ топ-3 крупнейших экспортных товаров металлургии РК показывает увеличение роли Китая в качестве торгового партнера. Китай раньше остальных крупных экономик мира вышел из локдауна, показав в итоге экономический рост в 2,3%. Поднебесная увеличила импорт казахстанской катодной меди (+18,6%, на $288 млн), урана (+54,1%, на $270 млн) и феррохрома (+7,1%, $52 млн). Большинство других стран сократили контракты, а если и увеличивали, то незначительно.
Среди крупнейших экспортных статей металлургической продукции следует отметить необработанное серебро, поставки которого увеличились в 2,3 раза и принесли $613,8 млн. Взрывной рост был обеспечен заказами из Великобритании. Но речь не идет о новом рынке сбыта. Казахстанские компании восстановили утраченные позиции, приблизившись к объему контрактов пятилетней давности.
В добыче металлических руд крупнейшей экспортной статьей являются медные руды и концентраты, которые обеспечили почти $1,5 млрд выручки в 2020 году. Из них 79,7% направились в Китай. Вторая крупнейшая статья в этой отрасли – поставки прочих руд и концентратов драгметаллов. Объем в прошлом году достиг суммы в $712 млн, хотя еще три года назад контракты по этой позиции не превышали $7 млн. В отрасли по добыче угля и лигнита пальма первенства у экспорта неагломерированного угля ($174 млн), второе место занимает коксующийся уголь ($140 млн).
Производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) – отрасль в ГМК, которая производит продукцию с более высокой добавленной стоимостью, чем остальные. Но тут похвастаться нечем. Экспортных статей, объем поставок по которым превышает пару миллионов долларов, немного. Можно выделить поставки литых изделий из нековкого чугуна ($9 млн), металлоконструкций из чермета ($6 млн), прочих котлов центрального отопления ($4 млн).
Тройка из металла
Kursiv Research подготовил ренкинг 10 крупнейших компаний ГМК по размеру выручки. В топ-10 преобладают металлургические предприятия, которые поставляют за границу преимущественно концентраты или необработанный металл. В числе крупнейших предприятий оказалась угольная компания, но нет ни одной компании, которая производит готовую металлическую продукцию.
Тройка лидеров остается прежней: Eurasian Resources Group (ERG), «Казцинк» и KAZ Minerals. Выручка ERG (учитывались горно-металлургические компании, расположенные в РК) в 2020 году составила 1,58 трлн тенге (+1%). С начала пандемии COVID-19 у группы не было значительных нарушений цепочек снабжения и отгрузки продукции, следует из финансовых отчетов компаний, которые входят в ERG.
Ключевым с точки зрения продаж для группы является «Казхром», который в прошлом году заработал 664,2 млрд тенге, зафиксировав снижение выручки на 4,9%. Лишь одна компания из пяти, которые входят в группу ERG и были проанализированы для составления рейтинга, показала позитивную динамику. «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (ССПГО) увеличило продажи на 23%, а выручка достигла почти 454 млрд тенге. Выручка предприятия преимущественно формируется за счет железорудных продаж (97,6%), а мировые цены благоволили компании. Стоимость железной руды после незначительной коррекции в апреле 2020 года ($84,7 за тонну сухой руды) резко подскочила в конце лета ($121,1 за тонну сухой руды), завершив год на отметке в $155,4 за тонну. Продукция подорожала на фоне высокого спроса в Китае и закрытия рудников в ряде стран-производителей.
Выручка «Казцинка» в 2020 году достигла 1,2 трлн тенге, прибавив 13,2% к итогу. С таким показателем компания заняла вторую позицию. Ситуация на товарных биржах была благоприятной для «Казцинка»: падение, наблюдавшееся в начале 2020 года, было отыграно к концу лета, причем год был закрыт на уровне, превышающем допандемийный.
На третьем месте KAZ Minerals, конкурентным преимуществом которого является низкая себестоимость. Китай – ключевой потребитель меди – продолжил наращивать спрос на медь, который отразился на ценах. К концу 2020 года тонна металла продавалась за $7,7 тыс. – последний раз такой уровень фиксировался в начале 2013 года.
Внутри страны ключевой производитель меди KAZ Minerals оперативно отреагировал на пандемию COVID-19: доступ на площадки Актогай и Бозшаколь был ограничен с 22 марта до конца мая, а вахтовые смены продлены; в июле на Актогайской площадке был открыт центр для проведения ПЦР-тестирования. В результате быстрого реагирования были минимизированы перебои в производстве, а производственный план на казахстанских площадках (Бозшаколь и Актогай, восточный регион) был перевыполнен. В итоге выручка казахстанских активов составила 910,2 млрд тенге, что на 14,1% больше показателя предыдущего периода.
Компания KAZ Minerals в мае прошлого года ушла с казахстанских и лондонских бирж. Причинами делистинга были названы «текущая неопределенность рынка» и «корпоративные обстоятельства, связанные с разрабатываемыми проектами». Консолидация акции, по-видимому, предпринята для развития проекта на Чукотке.
Отдельно следует сказать о результатах золотодобывающей компании «Алтыналмас», которая стала чемпионом роста. Группа заработала 299,9 млрд тенге, что больше предыдущего результата на 195,2%. Взрывная динамика произошла за счет внутренних и внешних факторов.
Компания довела себестоимость одной унции золота до $951, что позволило ей войти в лигу мировых золотодобывающих компаний среднего масштаба. Увеличение выпуска золота было обеспечено за счет ранее внедренных второй стадии дробления на проекте «Пустынное» и технологии «флотация – ультратонкое измельчение – сорбционное выщелачивание». В июне 2020-го компания запустила в промышленную эксплуатацию золотоизвлекательную фабрику «Долинное» для разработки одноименного месторождения.
В прошлом году было завершено поглощение конкурента – горно-металлургического концерна «Казахалтын». Получить 100-процентный контроль помогла кредитная линия от ВТБ на сумму 1,1 млрд евро, часть которой пошла на модернизацию производственных мощностей золотоизвлекательных и обогатительных фабрик приобретенного «Казахалтына» на месторождениях Аксу, Жолымбет и Бестобе.
В октябре 2020 года «Алтыналмас» начал реализацию проекта по увеличению мощности ЗИФ «Акбакай» (до 1,2 млн т руды в год). Для чего было приобретено месторождение Олимпийское, которое увеличило ресурсную базу Акбакайского кластера на 218 тыс. унций. В целом компания теперь присутствует в четырех областях РК: Карагандинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской.
Несмотря на пандемию, восходящий тренд, который демонстрировала цена на золото с начала 2016 года, сохранился и в 2020 году. В минувшем году цена достигла своего рекордного значения за последние 10 лет ($2,1 тыс. за унцию).
Ценовые рекорды
В первом полугодии 2021 года выпуск основной продукции ГМК начал замедляться: ИФО добычи угля составил 96,1%, ИФО добычи железных руд и руд цветных металлов зафиксировался на уровне 101,8% и 101,2% соответственно. Более сложная ситуация в черной металлургии: индекс физического объема по результатам шести месяцев оказался в зоне отрицательных значений (–0,6%). Прибавляет оптимизма отрасль по производству цветных и драгоценных металлов, которая обеспечивает львиную долю в экспорте продукции ГМК (ИФО зафиксирован на уровне 101,7%).
Впрочем, цены на ключевые экспортные товары находятся на многолетних максимумах. Например, в июне текущего года медь на мировых рынках продавалась за $9,6 тыс. за тонну – такой уровень последний раз фиксировался 10 лет назад. Тонна сухой железной руды в том же месяце была на уровне $214,4 – абсолютный рекорд с начала века. Цены на другие ключевые товары ГМК тоже на подъеме – среди них уран (+10,7 к июню 2020 года), серебро (+52,4%), цинк (+45,7%) алюминий (+48,8) и титан (+93%). На фоне взрывного роста мировых цен прогноз для казахстанского ГМК (учитывая, что ключевые площадки не закрывались) в текущем году складывается оптимистичным.
Методология
В исследовательских целях в горно-металлургический комплекс были включены четыре вида деятельности (по двузначному коду ОКЭД): добыча угля и лигнита, добыча металлических руд, металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. Данный подход используется государственным статистическим органом, а также профильной ассоциацией.
Рейтинг крупнейших компаний ГМК составлялся на основе финансовой отчетности, публикуемой на депозитарии финансовой отчетности для организаций публичного интереса (ДФО ОПИ). Рейтинг был составлен на основе выручки компаний, поскольку другие измеримые показатели (например, добыча или выпуск продукции) не являются однородными. Были проанализированные компании с основным видом деятельности, которая соответствует вышеперечисленным четырем. В расчетах выручки группы компаний, которая имеет как локальные, так и зарубежные активы, учитывались только казахстанские предприятия с контрольным пакетом.