Банки и финансы

ВВП Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана может вырасти на 3,8-6%

Рассказываем о значимых событиях, произошедших в Центральной Азии за неделю

В Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане ожидается рост экономики на 3,8-6% по итогам 2021 года. Всемирный банк даст Туркменистану $20 млн на борьбу с COVID-19. Президент Кыргызстана хочет обменять часть госдолга на проекты устойчивого развития страны. «Курсив» подготовил обзор значимых финансовых и экономических событий, произошедших за неделю в странах Центрально-Азиатского региона. 

Восстановление экономики

Евразийский банк развития прогнозирует, что в Кыргызстане в конце этого года начнет восстанавливаться экономика. По оценкам ЕАБР, рост ВВП Кыргызстана в 2021-м составит 3,8%. Также замедлиться рост цен в следующем году, если будет стабильный курс сома. Отмечается, что для экономической активности несет риски маловодье. Оно уже отразилось на показателях сельского хозяйства и несет дополнительные риски для энергосектора. Поэтому в сравнении с предыдущим прогнозом роста ВВП оценка понижена на 0,1%. 

При этом в Азиатском банке развития ожидают, что рост экономики Кыргызстана будет на уровне 3,5% в 2021 году и 5% в 2022 году. Это соответствует первоначальным прогнозам, сделанным ранее. Однако любые повторные волны пандемии или медленные темпы вакцинирования могут подорвать экономический рост страны. На сегодня границы открылись не в полном объеме, авиарейсы и дорожное движение возобновились не полностью, а доверие в деловых кругах остается низким.

В Узбекистане, по прогнозу АБР, темпы роста ВВП в 2021 году составят до 5%. Ранее банк прогнозировал рост в 4%. Специалисты также ожидают, что в 2022 году экономика страны вырастет до 5,5%. При этом рост ВВП республики в 2020-м, по данным банка, составил 1,6%. Аналитики полагают, что условиями роста экономики Узбекистана станет эффективная вакцинация против COVID-19, а также продолжающееся в этом году восстановление промышленности, сферы услуг, инвестиций и частного бизнеса.

Всемирный банк рассчитывает, что рост реального ВВП Таджикистана окажется на уровне 6% в 2021 году и будет умеренным в среднесрочной перспективе. Однако, такой прогноз по росту ВВП предполагает охват вакцинацией до 50% населения к концу 2022-го для стран с низким и средним уровнем доходов, глобальное ослабление противопандемийных мер и продолжение роста экономической активности, возглавляемое Китаем и США.

При этом в Азиатском банке развития обещают помощь Таджикистану. АБР принял стратегию партнерства с Таджикистаном на 2021-2025 годы. Новая стратегия направлена на повышение качества экономического роста страны, путем поддержки усилий правительства по повышению производительности и мобилизации частных инвестиций. В рамках новой стратегии деятельность АБР в Таджикистане будет поддерживать три стратегических приоритета. Это поддержка структурных реформ для улучшения распределения и мобилизации ресурсов, повышение производительности труда за счет развития человеческого капитала, содействие повышению уровня жизни за счет инвестиций в экономику наземных коммуникаций.

Обмен госдолга

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в видеопослании 76-й сессии Генассамблеи ООН предложил обменять часть госдолга страны на проекты устойчивого развития КР. По его словам, пандемия стала одной из причин того, что реализация Целей устойчивого развития (ЦУР) в Кыргызстане не может выполняться своевременно и в полном объеме. Правительство вынуждено отвлекать запрограммированные на ЦУР финансы для борьбы с пандемией и погашения внешнего долга. Поэтому Жапаров попросил двусторонних и многосторонних кредиторов поддержать инициативы по облегчению внешнего долга. К слову, по данным на июнь, внешний государственный долг Кыргызстана составляет $4,2 млрд.

Помощь извне

США выделят деньги на развитие частных агротуристических предприятий в Узбекистане. Агентство США по международному развитию (USAID) уже объявило отбор концептуальных заявок среди частных агротуристических предприятий в РУз, занимающихся развитием внутреннего и регионального туризма. В посольстве США в Узбекистане считают, что дополнительный источник дохода для малых сельскохозяйственных предприятий улучшит сельскую инфраструктуру и создаст новые рабочие места. Кроме того, агротуризм может стать одним из основных двигателей сельского развития.
                        
Туркменистану поможет Всемирный банк. Он выделит стране $20 млн на реализацию программы республики и ООН по реагированию на COVID-19. Проект будет нацелен на укрепление национального потенциала в области тестирования и лечения, повышение квалификации медицинских работников, закупку реагентов, лекарств и медицинского оборудования, а также устранение связанных с пандемией рисков для здоровья. Проект будет поддерживать внедрение цифровых решений для осуществления контроля за инфекционными заболеваниями.

Золотой запас

Стоимость золотого запаса Нацбанка Кыргызстана за август снизилась на 7,5 млрд сома. Финрегулятор сообщает, что к началу августа запас оценивался в 37,9 млрд сома, а уже к 1 сентября — в 30,4 млрд. Это самый низкий показатель с 2019 года, ниже был только в конце 2018-го. С тех пор мировая цена на золото практически не изменилась и составляет более $1,8 тыс. за тройскую унцию. При этом совокупный объем золотовалютных резервов Кыргызстана вырос на $205 млн, но за счет средств МВФ.