Депутаты мажилиса парламента на пленарном заседании палаты 30 сентября одобрили инициированный ими же проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Как сообщил представлявший законопроект Сергей Симонов, Казахстан готовится к прохождению второго раунда взаимной оценки Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в начале 2022 года. В этой связи, отметил он, необходимо имплементировать в национальное законодательство рекомендации 12, 15, 24 и 25, вытекающие из международных стандартов ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
«Эти законодательные меры позволят избежать критических замечаний, которые могут возникнуть у экспертов при проведении взаимной оценки. То есть эти меры дают возможность в последующем предостеречь нашу страну от возможных экономических санкций (эмбарго) со стороны международных организаций и государств-членов ООН», – сказал депутат.
По его словам, законопроект содержит несколько основных нововведений превентивного характера. В частности, это установление на законодательном уровне надлежащего контроля по операциям с деньгами и иным имуществом, осуществляемым публичными должностными лицами. Перечень этих лиц будет утверждаться президентом РК, а агентство по финансовому мониторингу будет вести персональный список этих лиц, членов их семьи и близких родственников. Симонов уточнил, что речь идет о супругах, детях, внуках, родителях, дедушке и бабушке, братьях и сестрах публичного должностного лица. В настоящее время финмониторинг проводится только в отношении иностранных публичных должностных лиц.
«То есть публичные должностные лица Казахстана и их близкие при получении соответствующих услуг от субъектов финансового мониторинга будут подвергаться дополнительной надлежащей проверке, как и иностранные публичные должностные лица согласно действующему закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данная норма направлена на достижение финансовой прозрачности и возможного пресечения правонарушений, связанных с использованием вверенных полномочий политически значимыми должностными лицами», – сказал депутат.
К публичным должностным относятся лица, назначенные на должность в органах государственной власти, которые наделены значительными публичными функциями; исполняющие управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора; назначаемые или избираемые, занимающие какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном, судебном органах или вооруженных силах иностранного государства; лица, выполняющие какую-либо публичную функцию для иностранного государства; занимающие руководящую должность в организациях, созданных странами на основе соглашений, которые имеют статус международных договоров.
Кроме того, к субъектам финмониторинга отнесут лиц, осуществляющих деятельность по выпуску цифровых активов, организации торгов ими, а также предоставлению услуг по обмену цифровых активов на деньги, ценности и иное имущество.
«Наделение вышеуказанных лиц статусом субъектов финансового мониторинга позволит оптимизировать преследование отмывания незаконных денежных средств, совершаемых зачастую посредством цифровых манипуляций, и подготовить систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к возникающим угрозам в сфере цифровых услуг и неправомерного использования таких виртуальных платформ в пределах территории Республики Казахстан», – сказал Симонов.
Согласно принятым в июне 2020 года поправкам в закон РК «Об информатизации», цифровой актив – это имущество, созданное в электронно-цифровой форме с применением средств криптографии и компьютерных вычислений. Цифровой актив не является финансовым инструментом, но может служить электронно-цифровой формой удостоверения имущественных прав.
Напомним, закон в Казахстане делит цифровые активы на два вида – обеспеченные и необеспеченные. К обеспеченным относятся активы, являющиеся цифровым средством удостоверения имущественных прав на товары и услуги, выпускаемые или предоставляемые лицом, выпустившим цифровой актив. К необеспеченным относятся токены, полученные как вознаграждение за участие в поддержании консенсуса в блокчейне. К этой категории и относятся криптовалюты, такие как всем известные биткоин и эфириум. Их выпуск и оборот в Казахстане разрешен только на территории Международного финансового центра «Астана» (МФЦА).
Также поправками предлагается предоставить агентству по финансовому мониторингу доступ к данным национального реестра бизнес-идентификационных номеров уполномоченному органу по финансовому мониторингу в целях установления прозрачности сведений о законном владельце учреждения (прямом или косвенном). По действующей статье 5 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» клиенты обязаны предоставлять субъектам финансового мониторинга сведения о своих бенефициарных собственниках. Однако данные сведения в настоящее время, отметил депутат, предоставляются уполномоченному органу в произвольной форме.
В соответствии с принципами ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы и перемещения прибыли юрисдикция должна обеспечить информацию о собственности компаний, включая информацию о законных владельцах (косвенных и прямых), и доступ к ней для всех компетентных органов.
Как уточнил заместитель председателя агентства по финмониторингу Женис Елемесов, в настоящее время орган финмониторинга вынужден запрашивать индивидуально данные по каждому юридическому лицу.