Как бороться с возможным дефицитом электроэнергии в Казахстане
В Казахстане предложили альтернативные способы борьбы с возможным возникновением дефицита электроэнергии в республике. В частности, Национальная ассоциация блокчейн и индустрии дата-центров считает эффективным решением запрет на подключение оборудования для цифрового майнинга внутри сетей региональных электросетевых компаний, фактическое исполнение запрета на использование электроэнергии собственных нужд на энергопроизводящих организациях для цифрового майнинга, а также запрет на цифровой майнинг на предприятиях и их территории, занимающихся другой профильной деятельностью. Об этом говорится в сообщении организации.
На сайте «Открытые НПА» Минэнерго республики 1 октября опубликовало проект приказа об ограничении мощности электроустановок майнеров до 100 мегаватт на 2 года. Казахстанская компания по управлению электрическими сетями АО «KEGOC» 5 октября заявило, что в республике сохраняется напряженная обстановка с балансом электроэнергии, связанная с высокими темпами потребления. В связи этим АО «KEGOC» ввело ограничения на потребление электроэнергии на юге республики.
Национальная ассоциация блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане предложила направить усилия МНЭ не на ограничения для легальных игроков рынка, а на борьбу с «серыми» майнерами. По словам президента ассоциации и члена общественного совета МНЭ РК Алана Дорджиева, меры по ограничению энергопотребления майнерами в том виде, в котором они предлагаются, не решат существующей проблемы.
«Данные ограничения затронут только майнеров, работающих легально. При том, что 300 мегаватт в год тратятся «серыми» майнерами нелегальным путем, что в три раза превышает объем, который предложено выделить в рамках вышеназванного законопроекта», – сказал он.
Также он добавил, что нередки случаи, когда на заводе, деятельность которого далека от отрасли цифрового майнинга, ставят контейнер с майнинговым оборудованием и криптовалюты майнят нелегальным путем.
«Стоимость же бесконтрольно израсходованной электроэнергии ложится на себестоимость той продукции, которую данное предприятие производит официально, что губительно сказывается не только на электроэнергетической отрасли страны, а на конкурентном преимуществе товаров казахстанского производства, на экономике в целом», – сказал он.
По данным ассоциации, ее предложенные меры позволят сократить потребление электроэнергии для цифрового майнинга более чем на 35% по всей стране или не менее чем на 300 мегаватт потребляемой электроэнергии. Ситуация с возможным дефицитом электроэнергии в Казахстане открывает возможности для развития индустрии цифрового майнинга с использованием импортной электроэнергии.
В состав Национальной ассоциации блокчейн и индустрии дата-центров входят компании Казахстана, представляющие около 70% рынка индустриального цифрового майнинга страны.
Ассоциация готова рекомендовать своим участникам покупать импортную электроэнергию в пиковые часы во избежание веерных отключений. Это позволит: избежать ограничения электроснабжения действующих компаний цифрового майнинга и предоставит возможности тем, кто планирует начать или расширить деятельность цифрового майнинга; обеспечит дополнительное пополнение в бюджет государства 1,2 млрд тенге ежемесячно за счет транзита необходимых объемов по внутренним сетям; обеспечит электроэнергией действующие компании цифрового майнинга, деятельность которых подпадает под нормы введенной с первого января 2022 года платы за цифровой майнинг в размере 1 тенге за 1 киловатт-час, тем самым обеспечив государству дополнительные поступления до 650 млн тенге ежемесячно.
Как считает Дорджиев, борьба с нелегальным майнингом – это ключ к энергетической безопасности страны.
«Именно поэтому так важен диалог между компаниями, официально занимающимися цифровым майнингом и государством. Мы неоднократно предлагали ввести официальный реестр «белых» майнеров, основываясь на котором можно будет анализировать данные о деятельности и развитии отрасли, а также не нарушать создавшийся благоприятный инвестиционный климат в стране», – резюмировал он.