Дворец за 9,5 млрд и другие здания Уральска, построенные на нефтяные дивиденды

Опубликовано (обновлено )
Рассказываем про их дальнейшую судьбу

За время работы компании КПО в Западно-Казахстанской области в рамках социальных обязательств было построено множество зданий. Горожане считают, что на эти деньги можно было построить более полезные соцобъекты. «Курсив» рассказывает о двух дворцах, амфитеатре, теннисном корте и велотреках в лесу.

Компания «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В» (КПО) – это консорциум компаний, оператор Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения в Аксае. По данным сервиса показателей внешней торговли Комитета госдоходов Минфина РК, объем экспорта углеводородного сырья из ЗКО в 2018 году составил $5,9 млрд, в 2019 — $5,1 млрд, в 2020 — 3,7 млрд, за 9 месяцев 2021 года — $4,6 млрд.

С 2010 года по решению Совместного комитета по управлению компанией КПО имеет социальные обязательства перед регионом в $20 млн. На эти деньги строят объекты инфраструктуры. Планирует и реализует их акимат ЗКО.

8 октября в Уральске открыли дворец культуры «Атамекен», построенный на деньги, выделенные компанией в рамках соцобязательств. Его стоимость составляет 9,5 млрд тенге, подрядчиком при строительстве выступила компания ТОО «Альтаир». Здание, состоящее из семи блоков, выполнено в стиле дворцов римских правителей. По информации управления культуры ЗКО, в нем будут проводить концерты, выставки, форумы.

dvorec-za-9,5-mlrd-i-drugie-zdaniya-uralska,-postroennye-na-neftyanye-dividendy (2).jpgФото: Автора

Жители Уральска в соцсетях высказывают свое возмущение дворцом. По их мнению, нефтяные дивиденды можно было бы израсходовать более рационально – например, на ремонт изношенных канализационных сетей, жилье для социально уязвимого населения или детсады.

dvorec-za-9,5-mlrd-i-drugie-zdaniya-uralska,-postroennye-na-neftyanye-dividendy (3).jpgФото: Автора

Дворец культуры «Атамекен» — не единственное здание, которое критикуют горожане за излишнюю помпезность, нерациональность и масштабы. «Курсив» рассказывает о других объектах, построенных за деньги консорциума в разные годы.

Теннисный корт

В 2014 году в Уральске открыли теннисный корт. По информации Нурлана Ногаева, экс-акима ЗКО, стоимость проекта составила 1,6 млрд тенге. В спорткомплексе на момент открытия трудились 100 человек, в их числе – приглашенные тренеры из России.

По данным реестра госимущества, спорткомплекс представляет собой здание с четырьмя теннисными кортами внутри, четырьмя кортами снаружи для уличных тренировок и трибунами на 300 мест. В здании общей площадью 5,6 тыс. кв. м имеются тренажерный и игровой залы и все необходимое для спортсменов. По информации областного управления физкультуры и спорта ЗКО, ежегодно на содержание теннисного корта расходовали 125 млн тенге.

В марте 2021 года теннисный корт выставили на торги. По условиям тендера, доверительный управляющий должен был сохранить род деятельности на протяжении семи лет, модернизировать освещение и привлечь за свой счет на работу тренеров из-за границы.

Балансовая стоимость корта на момент торгов составляла 697 млн тенге – снизилась за счет 6-летней амортизации. Лот выиграла местная компания Modern Sports, которая ранее занималась ремонтом авто. В местных СМИ опубликовали обращение директора регионального представительства Федерации тенниса по ЗКО Юрия Ткалуна. По его мнению, передача в управление корта бизнесменам, не имеющим отношения к спорту, чревато негативными последствиями.

Дворец бракосочетаний

Здание дворца бракосочетаний «Салтанат Сарайы» было построено в 2012 году и имеет площадь в 6 тыс. кв. м. По данным управления культуры ЗКО, строительство здания обошлось в $8,3 млн (по курсу того года). Во дворце есть купол высотой в 17 метров, само здание сделано из мрамора и гранита, большая часть отделки – лепнина. Имеются два зала для торжественной регистрации свадеб.

Со слов подрядчика по строительству, компании «Альтаир», это самый большой дворец бракосочетаний в стране, он не имеет аналогов по стилю и архитектуре. По информации управления культуры ЗКО, ежегодное содержание дворца обходится бюджету в 27 млн тенге.

С момента ввода здания в эксплуатацию одно из помещений во дворце площадью 1,8 тыс. кв. м сдается в аренду. По словам руководителя отдела финансов Уральска Ербола Шукургалиева, договор найма казенного имущества действует до 2022 года. Ежемесячная сумма аренды – 2,5 млн тенге. Арендует помещение ресторатор Шолпан Ирменова, там расположен банкетный зал на 300 мест для проведения свадеб.

Стадион «Юность»

В 2015 году КПО начала работы по полной реконструкции стадиона «Юность», сумма проекта составила 1,3 млрд тенге. Основные траты в реконструкции приходились на замену холодильного оборудования для того, чтобы искусственный лед мог работать в межсезонье. Реконструкция и установка оборудования затянулись на четыре года.

В мае 2020 года стадион передали в доверительное управление компании «Айганым». За право пятилетнего управления стадионом с балансовой стоимостью в 12,9 млрд тенге компания заплатила гарантийный взнос в 30,7 млн тенге.

В ноябре прошлого года стадион «Юность» не открылся в сезон массового катания. Доверительный управляющий Абзал Куспан заявил о том, что холодильное оборудование неисправно, поэтому он разрывает контракт с управлением спорта. Бизнесмен выразил опасение, что ответственность за неисправные чиллеры возложат на него.

В управлении физической культуры и спорта отрицали факт неисправности дорогостоящего оборудования. По данным ведомства, единственная неисправность, которая была подтверждена на стадионе «Юность», — это перегоревший зимой электрический кабель. Стадион, по их словам, сдавался в эксплуатацию без дефектов. Стоит отметить, что подрядчика при строительстве стадиона, директора ТОО «Бирлик» Аманжола Конеева, арестовали по подозрению в хищении 176 млн тенге и неуплате 1,5 млрд тенге налогов.

Освоение правого берега реки Чаган

Работы по облагораживанию территории нетронутого лесного массива на правом берегу реки Чаган, напротив городского парка культуры и отдыха, были также профинансированы компанией КПО. Благоустройство проходило в два этапа. Первый включал в себя строительство подвесного пешеходного моста через реку и две велодорожки.

На втором этапе благоустройства было построено кованое ограждение для парка, 2,5 км дороги с щебеночным покрытием, площадки для воркаута, скамейки и освещение. Оба этапа обошлись строителям в $2,65 млрд.

Жители города и экозащитники выступали против проекта, опасаясь массовой вырубки деревьев и исчезновения краснокнижной цапли. Властям удалось успокоить экологов и заверить, что массово рубить деревья они не собираются. В итоге часть лесного массива после стройки оказалась уничтоженной, из-за чего стали пересыхать малые водоемы.

По словам экономиста и политолога Петра Своика, жители города, критикующие проекты дворцов и спортивных объектов, построенных за нефтяные дивиденды, должны проявлять более активную позицию.

«В Казахстане подписана концепция местного самоуправления до 2025 года. Согласно этой концепции, 10% городского бюджета тратится по предложениям граждан. Если горожане хотят, чтобы на эти деньги строили что-то другое, они могут обратиться в акимат и открыто заявить об этом. В целом, определять эффективность вложений консорциума в экономику региона лишь по объектам, построенным на дивиденды, не совсем верно. Ведь компания еще и оплачивает экспортные пошлины, а также ввозит переработанный на Оренбургском заводе газ обратно в ЗКО», — говорит эксперт.

Ранее «Курсив» писал о том, что КПО инвестирует $1,1 млрд в проект по снятию производственных ограничений по добыче газа (СПОГ) на Карачаганакском месторождении. Консорциум заявлял, что проект обеспечит поступление дополнительных доходов в бюджет РК в размере более $3,2 млрд в период до 2037 года. В марте 2021 года проект СПОГ был запущен.

В декабре 2020 года правительство Казахстана объявило о завершении «второго Карачаганакского конфликта». Республика получила $1,3 млрд упущенной прибыли и изменения в методике раздела продукции. Конфликт продолжался три года и возник из-за того, что Казахстан выразил несогласие с методикой распределения прибыли от продажи нефти с месторождения Карачаганак. Республика поставила под сомнение «индекс справедливости» в методике, который определяет размер прибыли для каждой из сторон.

Читайте также