Турецкая лира обновила исторический минимум
Президент Реджеп Тайип Эрдоган уволил несколько чиновников Центрального банка после того, как турецкая лира упала до нового минимума в четверг, 14 октября. Турецкая валюта упала примерно на 1% по отношению к доллару до 9,19. На 15 октября лира стоит 9,2 за доллар.
Как сообщает Financial Times, Эрдоган уволил трех чиновников ЦБ. Один из них, Угур Намик Кючук, был единственным членом комитета по денежно-кредитной политике банка, состоящего из семи человек, который выступил против снижения ставки.
«Он был единственным, кто проголосовал против решения о снижении процентной ставки, поэтому жаль его и страну», — сказал один стамбульский банкир FT.
В конце сентября ЦБ снизил ключевую процентную ставку с 19% до 18%, что стало неожиданностью для аналитиков и вызвало обвал лиры.
WSJ сообщала, что решение ЦБ может осложнить путь к восстановлению экономики страны после пандемии COVID-19 и затянувшейся проблемы с высокой инфляцией. Помимо прочего экономика Турции испытывает трудности из-за конфликтов на Ближнем Востоке и собственных действий Эрдогана, который сменил главу центрального банка уже трижды за два года.
Второй уволенный заместитель управляющего, Семих Тумен, был в очереди на смену главы ЦБ Кавчиоглу. Абдулла Явас, член комитета по монетарной политике, который подвергался критике в турецких СМИ за проживание в США, также был уволен Эрдоганом. Президент в последние годы получил беспрецедентный контроль над номинально независимым центральным банком, предприняв шаги по укреплению собственных полномочий.
На прошлой неделе лира оказалась под давлением после того, как агентство Reuters сообщило, что Эрдоган потерял веру в Кавчиоглу, который был назначен главой центрального банка в марте, несмотря на то, что в прошлом месяце он снизил базовую ставку банка до 18% в то время, когда годовая инфляция составляла 19%.
Согласно обзору Нацбанка Казахстана по валютам отдельных развивающихся стран с 1 по 8 октября, на прошлой неделе лира ослабла на 1,2% (с 8,86 до 8,97) на фоне опасений по поводу доверия к денежно-кредитной политике, а также укрепления американской валюты.