Суд № 2 района Байқоңыр города Нур-Султан вынес оправдательный приговор по уголовному делу в отношении бывших вице-министров Бакытжана Джаксалиева, Гани Садибекова и других подозреваемых.
Напомним, 2 марта 2018 года задержали вице-министра энергетики Гани Садибекова и еще ряд лиц, которые подозревались в сговоре с руководителем подрядной организации ТОО «Аймак» Дуанбек Д. и похитили бюджетные средства в особо крупных размерах, выделенные на очистку озера в Щучинско-Боровской курортной зоне.
Джаксалиев и Садибеков (экс-вице-министры министерства энергетики) обвинялись в хищении 2,7 млрд тенге, выделенных на проект по «Очистке и санации озера Карасу Щучинско-Боровской курортной зоны» (ст.189 ч.4 п.2 УК). Нурбеков (экс-руководитель Департамента управления отходами министерства) проходил по делу как соисполнитель хищения (ст.28 ч.2,189 ч.4 п.2 УК). Дуанбек (директор подрядной организации), Жумалинов (учредитель), Кадирберлин (финансист), Жаркенов (гл. инженер технадзора), Ғарифолла (специалист ТОО) обвинялись в пособничестве хищению (ст.28 ч.5, 189 ч.4 п.2 УК).
По результату исследования доказательств сообщается, что ущерб в размере 2,7 млрд тенге ничем не подтвержден, а экспертизы, якобы установившие размер ущерба, проведены с грубыми нарушениями закона. При первоначальной экспертизе нарушена методика исследования, использовано оборудование с истекшим сроком эксплуатации. Вторая экспертиза проведена частными экспертами, когда дело было возвращено прокурору для устранения нарушений. Тогда как закон строго запрещает собирать дополнительные доказательства вины при возврате дела прокурору. Кроме того, частные эксперты не исследовали строительные объекты, исполнительную и проектно-сметную документацию.
Отмечается, что эксперт, проводивший исследование, лишен лицензии на судебно-экспертную деятельность за грубое нарушение закона.
«Показания подсудимых о выполнении работ по изъятию ила и других работ по проекту подтверждаются бухгалтерскими документами, договорами с подрядными организациями, показаниями работников подрядчиков, заключением специалиста. Доказательств в опровержение этих данных стороной обвинения не представлено. Проект по очистке и санации озера составлен со значительными ошибками. В нем не определено общее количество ила, которое было в озере, допущены ошибки при корректировке проекта в части сметной документации. Следствие не установило механизм хищения денежных средств, на какие счета они перечислены или каким образом были потрачены, где находятся деньги, если они были похищены», — говорится в решении суда.
Также отмечается, что негласные следственные действия, на которые ссылается прокурор, были проведены по другому выделенному делу. Кроме того, они безосновательно проводились в течение длительного времени. Суд признал их недопустимыми доказательствами. Расследование по делу (по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями) было начато еще в 2016 году. Затем органы следствия сами прекращали дело в этом же году в связи с отсутствием состава преступления.
«В соответствии с требованиями закона суд не является органом уголовного преследования и принимает свое решение на основании доказательств, представленных сторонами обвинения и защиты. Основываясь на изложенном, суд признал невиновными Джаксалиева, Садибекова, Нурбекова, Дуанбек, Кадирберлина, Жумалинова, Жаркенова, Гарифоллу и оправдал за отсутствием в их действиях состава уголовного правонарушения», — отмечается в решении.
В прошлом году сообщалось, что бывшие вице-министры энергетики Гани Садибеков и Бакытжан Джаксалиев протестуют против признания потерпевшим по их уголовному делу министерства экологии, геологии и природных ресурсов. Дела двух экс-заместителей министра тогда были объединены в суде, поскольку речь идет о правонарушениях, совершенных при проведении одного и того же конкурса по госзакупкам в разные годы. Помимо этого, конкурс оба раза выигрывало одно и то же предприятие – ТОО «Аймак», которое и занималось очисткой озер в Боровом. По версии следствия, Джаксалиев покровительствовал этой компании при проведении конкурса, Садибеков с ее же помощью похитил часть бюджетных средств.