Власти Казахстана подготовили доктрину углеродной нейтральности, которая поможет достичь почти нулевых выбросов парниковых газов к 2060 году за $666 миллиардов.
Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК (МЭГПР) на прошлой неделе презентовало доктрину достижения углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года иностранным партнерам и международным банкам развития. На этот документ власти будут ориентироваться при внедрении новых норм экологического регулирования.
Согласно стратегии, правительство РК ставит перед собой цель сократить выбросы парниковых газов (ПГ) к 2030 году до 230 млн т CO2-экв., или на 40,5% от уровня 1990-го (обязательства РК по Парижскому соглашению предполагают снижение только на 15% к этому времени) и достичь почти нулевых выбросов в 2060 году. Предполагается, что к тому периоду страна сможет исключить 97% выбросов, остальные 3% будут поглощены лесным фондом или технологиями улавливания и хранения углерода.
Цена вопроса
Для достижения углеродной нейтральности Казахстану в течение следующих сорока лет, с 2021 по 2060 год, потребуется инвестировать около $666 млрд. Большинство инвестиций потребуется в период до 2030 года – деньги пойдут на замену устаревшего оборудования в электроэнергетике. В фазе наиболее интенсивных инвестиций до 2030 года доля инвестиций в ВВП достигнет 34% – это выше текущего уровня в 18% (2020 год) и даже наиболее высоких значений в истории независимого Казахстана, достигнутых в 2006–2007 годах – 26–27%.
Наибольшие инвестиции потребует сектор производства электроэнергии и тепла – $305 млрд, или 46% от общего объема инвестиций. Транспортному сектору необходимо около $167 млрд, промышленности – $67 млрд, зданиям – $60 млрд, сельскому хозяйству – $47 млрд, другим направлениям – еще $20 млрд. Власти предполагают, что прямые государственные инвестиции в достижение углеродной нейтральности будут составлять лишь небольшую долю от общего объема инвестиций.
Выход из угля
Ключевую роль в снижении эмиссий парниковых газов сыграют энергетики: планируется, что они будут вводить новые мощности на газе или на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) вместо выбывающих угольных энергоблоков. По данным из доктрины, в 2017 году выбросы ПГ от сжигания топлива в секторе составили 122,8 млн т (39%) из общестрановых 316,9 млн т CO2-экв.
Авторы доктрины отмечают: большинство электростанций уже работают с превышением проектного срока службы – не менее 39% установленной генерирующей мощности было старше 40 лет, не менее 36% ТЭЦ накопили износ более 75%.
Стоимость ВИЭ в последние годы значительно снизилась: в 2019 году минимальный тариф на аукционах ВИЭ в РК составил 9,9 тенге/кВт.ч (его получила СЭС ТОО «Солнечная Система»). Для сравнения: действующие столичные ТЭЦ-1 и 2 в составе АО «Астана-Энергия» сегодня отпускают электроэнергию по 6,7 тенге/кВт.ч. Тарифы на ВИЭ уже ниже, чем на новых газовых электростанциях: введенная в эксплуатацию в 2020 году газопоршневая электростанция ТОО «ОралМунайПром» реализует электроэнергию по 16,92 тенге/кВт.ч. Помимо снижающейся стоимости низкая эксплуатационная стоимость ВИЭ (отсутствуют затраты на приобретение топлива) делает эти активы привлекательными.
По расчетам авторов документа, текущие издержки добычи и сжигания угля уже превышают доходы, получаемые от его реализации. Дополнительные расходы (утилизация золы, затраты на здравоохранение, ущерб экологии от выбросов ПГ) увеличивают стоимость угля – косвенные затраты вне угольного сектора превышают $50–60 на тонну, тогда как прибыль от реализации – $6,8 на тонну.
Итогом реализации комплекса мер доктрины станет снижение доли угля в общих поставках первичной энергии – к 2030 году до 24%, к 2060-му – до 0,03%. Доля газа и нефти снизится не столь значительно – до 13,9% и 14,8% в 2060 году. Вес ВИЭ к 2030 году должен достичь 9,5%, спустя еще 30 лет – 68,7%.
Энергоэффективность и электроэнергия
Другими крупными загрязнителями в РК являются промышленность (в доктрине под этим понимаются обрабатывающий, горнодобывающий и строительный секторы экономики), здания и транспорт. В совокупности их выбросы ПГ в 2017 году достигали 83,5 млн т CO2-экв. (26% всех эмиссий ПГ). Здесь выбросы будут снижаться за счет обновления автопарка и перехода на альтернативные виды топлива.
К 2060 году 72% спроса на энергию в транспорте, как в автомобильном, так и на железной дороге, покроет электроэнергия. Еще 11% от конечного спроса придется на биотопливо и 8% – на водород. Использование последнего особенно перспективно в сегментах водного и воздушного транспорта, которые невозможно полностью электрифицировать. Из структуры потребляемых видов топлива исчезнут сжиженный и природный газ, а нефтепродукты займут только 9%.
Декарбонизация фонда недвижимости произойдет за счет перехода отопления и электроснабжения на ВИЭ и благодаря мероприятиям по термомодернизации зданий. Стратегия углеродной нейтральности допускает сохранение централизованного теплоснабжения для Казахстана, где исторически системой централизованного теплоснабжения пользовалась значительная часть населения (около 40%, по исследованиям середины 2000-х).
Промышленность будет сокращать свой углеродный след помимо термомодернизации еще и за счет снижения энергоемкости благодаря модернизации оборудования.