Новости

Казахстан намерен продать гидростанции ВКО инвесторам из ОАЭ

Сделка будет заключена на специальных условиях для покупателей

Решением правительства Усть-Каменогорская и Шульбинская гидроэлектростанции будут реализованы путем адресной прямой продажи консорциуму казахстанских инвесторов и партнеров из Абу-Даби. Передача в частную собственность двух ГЭС является частью крупного международного инвестиционного контракта на $6 млрд, предполагающего приватизацию и строительство сразу нескольких энергообъектов Казахстана. Сумма сделки по продаже ГЭС не разглашается.

Приватизация двух крупнейших гидроэлектростанций Восточного Казахстана была намечена еще на май 2021 года. Однако в должный срок пункты дорожной карты по этим двум объектам были просрочены. По данным с сайта Комитета госимущества и приватизации РК, даты заключения договора купли-продажи перенесены на 1 декабря 2021 года.

«Оценка данных объектов приватизации осуществляется независимым консультантом в соответствии с международными стандартами. В настоящее время работы по оценке рыночной стоимости не завершены, в связи с чем мы не располагаем данными об оценочной стоимости», –ответил на запрос Kursiv.kz председатель Комитета Бакытбек Ташенев.

На вопрос журналиста о том, выражали ли какие-либо компании, юридические лица заинтересованность в приобретении УК ГЭС и Шульбинской ГЭС, руководитель Комитета госимущества ответил отрицательно. По его словам, актуальным на 14 октября, «конкретных предложений от каких-либо юридических лиц не поступало». 

Однако, как стало известно позже, 8 октября премьер-министр страны Аскар Мамин одобрил проект совместной декларации кабмина РК с правительством Объединенных Арабских Эмиратов. В документе говорится, что «стороны признают, что правительство РК намерено осуществить прямую адресную продажу до 100% государственных долей участия в уставном капитале ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» и ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» консорциуму инвесторов Абу-Даби и казахстанских инвесторов».

Соглашение Казахстана с ОАЭ было подписано 11 октября. Отдельным пунктом в документе прописаны намерения по строительству контррегулятора Шульбинской ГЭС – Булакской ГЭС, проект которой был разработан в советское время, но так и не был реализован. В международном договоре сказано, что после завершения технико-экономического обоснования проекта инвесторы должны взять на себя обязательства по строительству контррегулятора, только если условия инвестирования будут обоюдно согласованы сторонами.

В дополнение к правам, предоставляемым зарубежным инвесторам в рамках казахстанского законодательства, в соглашении прописаны и особые условия для арабско-казахстанского консорциума. В частности, в документе указывается, что в срок до конца 2025 года «консорциум получает право на закупку доступных объемов электроэнергии, произведенной этими гидроэлектростанциями, для нужд производственных заводов казахстанского инвестора». А с 1 января 2026 года консорциум будет иметь право направлять для своих предприятий 50% от произведенной электроэнергии.

Три года назад Kursiv.kz рассказывал подробности суда Казахстана с предыдущим инвестором, управляющим этими двумя ГЭС на правах концессионера – американской компании AES. Предметом спора стали инвестиции, которые американцы вложили в концессионные объекты, но не смогли компенсировать прибылью, так как Казахстан уже после подписания контракта изменил антимонопольное законодательство. Речь шла о сумме в $1,2 млрд. Как стало известно позже, Казахстан выиграл арбитражные суды против AES.

Весной этого года публиковались критические замечания мажилисменов, которые выступали против продажи таких стратегически важных энергообъектов в частные руки. Депутат нижней палаты парламента Сергей Решетников заявлял, что передача ГЭС из госуправления к инвесторам приведет к тому, что частники будут диктовать населению свои тарифные условия.