Ресурсы

Более 200 тысяч казахстанцев вернули полученные в период ЧП 42 500

Те, кто возвращают деньги, рассказывают, что им ставили ультиматум

Казахстанцев, которые ошибочно получили в период локдаунов 42 500 тенге, просят вернуть деньги государству. При этом единого подхода к «нарушителям» в фонде соцстрахования (ГФСС), через который осуществляются все социальные выплаты, нет. В итоге 42 500 возвращают те, кто вынужден обращаться в фонд, – декретницы, инвалиды, потерявшие кормильца семьи.
 
Во время строгих карантинных ограничений в 2020 году казахстанцам, оставшимся без работы, выплачивали единовременную поддержку в размере минимальной заработной платы – 42 500 тенге. В апреле, мае и июле ее выплачивали в полном объеме, а в августе половину от этой суммы – 21 250 тенге. В целом за время локдаунов 4,6 млн человек получили выплаты на 476,3 млрд тенге. 

Согласно поручению президента Касым-Жомарта Токаева, на выплаты могли рассчитывать наемные работники, отправленные в отпуска без содержания, самозанятые, лица, занимавшиеся частной практикой, индивидуальные предприниматели и неофициально трудоустроенные, чей доход упал в связи с введением карантина. 

После оглашения мер по поддержке населения казахстанцы стали массово подавать заявления на получение выплат. За две недели заявки подали более восьми миллионов человек.  Специально созданные под выплаты сайт и Telegram-бот зависали, а вместе с ними и сайт электронного правительства, через который также можно было оформить выплаты. Увидев большой наплыв желающих, министерство труда упростило им задачу – отменило необходимость собирать документы, подтверждающие потерю дохода.

Когда проверки были отменены, начали всплывать истории о том, что не все казахстанцы добросовестно претендовали на государственные деньги. Были среди них и те, кто решил воспользоваться ситуацией и «под шумок» получить дополнительный доход в виде 42 500 тенге. В интернете даже распространилась информация о том, что таких людей ждет наказание вплоть до уголовной ответственности. Однако спустя несколько дней Минтруда это опровергло.

«Мы, министерство труда, проверять физлиц, ИП, тех, кто был самозанятыми, – не будем. Никогда. Даже проверки инициировать не будем. Мы все, что вас касается, проверили. Если вам назначили – значит выплата ваша законна. Единственное, вопросы возникают к работодателям и наемным работникам, которые не выходили в отпуск без сохранения заработной платы, их работа не останавливалась, они продолжали получать зарплату, но, тем не менее, подали заявление на получение 42 500 тенге», – комментировал эту ситуацию на тот момент министр труда и социальной защиты Биржан Нурымбетов.

Несмотря на то, что у министерства «возникали вопросы» к таким работникам и работодателям, никаких конкретных решений в отношении их тогда не озвучивалось –какое наказание за это ждет, когда и как будут проверять – ни министерство, ни фонд тогда не разъясняли.

Хочешь декретные – плати

С началом нового, 2021 года в социальных сетях начали появляться сообщения о том, что казахстанцев просят вернуть 42 500 при выходе на пенсию, при оформлении пособий по инвалидности или по потере кормильца. Но чаще всего о возврате рассказывают декретницы, оформляющие пособия по уходу за ребенком. 

Отметим, что не всех получателей просят вернуть деньги назад. Речь идет только о тех, у кого при обращении в фонд выявляют пенсионные отчисления, датируемые апрелем — маем, а также июлем — августом 2020 (в эти месяцы выплачивалось единовременное пособие). В фонде объясняют это так: раз были пенсионные отчисления, значит, человек получал заработную плату, соответственно, доходы от пандемии не терял.

Однако не все так однозначно. Жительница Нур-Султана Толкын Буланова рассказала «Курсиву», как ей пришлось вернуть полученные во время карантина деньги. 

Толкын Буланова – студийный фотограф, иногда делает съемки на мероприятиях. В 2020 году, когда в период локдаунов студии были закрыты, а мероприятия не проводились, она осталась без дохода. В качестве поддержки от государства фотограф получила трижды по 42 500 тенге и один раз 21 250 тенге, в общем 148 750 тенге.

«Когда я узнала о своей беременности, то решила закинуть себе пенсионные отчисления за полгода задним числом с учетом пени (так можно делать, когда есть свое ИП). Я сделала это, потому что понимала, что для получения декретных лучше, чтобы были пенсионные отчисления. Таким образом, на моем пенсионном счету оказались отчисления даже за те месяцы, в которые по факту я не работала», – сказала она.

В фонде соцстрахования «Курсиву» сообщили, что при расчете размера декретных выплат месяцы, когда работник получал 42 500, не учитываются – они заменяются другими месяцами, непосредственно предшествовавшими этому периоду. То есть Толкын могла не класть на свой пенсионный счет деньги за апрель — май и июль — август. Однако девушка призналась, что не знала о такой норме, так как со стороны фонда не было достаточно разъяснений по этому вопросу. В аналогичной ситуации оказалась не только героиня «Курсива», но и другие девушки, которые делились своими историями в социальных сетях и СМИ. 

«Когда я сдала все необходимые документы для выхода в декрет, мне позвонили из государственного центра по выплате пенсий. По телефону мне сказали, что нужно либо вернуть государству полученные ранее 150 тыс. тенге, либо доставать назад из ЕНПФ свои пенсионные отчисления. В противном случае не получу декретные. Я посчитала, что проще вернуть деньги в фонд, потому что возвращать себе пенсионные гораздо хлопотнее», – сказала фотограф.

При этом девушка отметила, что никаких письменных уведомлений со стороны госорганов она не получала, все рекомендации и предупреждения были в устной форме.

«Хоть 150 тыс. тенге и не баснословная сумма, но все же единовременно выделить ее из бюджета непросто. Хорошо, что это было перед Новым годом – в этот период у меня были заказы и возможность заработать. Но из-за этого мне пришлось работать, несмотря на то, что я уже была в декрете. Было обидно и неприятно узнать о таких хлопотах, когда готовишься к родам. После такого уже доверия к государству нет. Если сейчас не верну, кто знает, может потом опять потребуют – это стало еще одной причиной, почему я решила вернуть полученную помощь», – сказала она. 

Проверять – так всех?

По состоянию на 1 октября выплату 42 500 тенге вернули 222,7 тыс. человек на 9,3 млрд тенге. Комментируя ситуацию с возвратом денег, в ГФСС сообщили, что, согласно Закону «Об обязательном социальном страховании», при назначении социальных выплат организация имеет право производить проверку достоверности предоставляемых получателем сведений. Однако остается неясным, можно ли устраивать проверку спустя год после получения выплат. В законодательстве этот вопрос четко не регламентирован.

«В форме заявления на назначение выплаты 42 500 тенге была предусмотрена отметка об ответственности за предоставление ложной информации о потере дохода в период ЧП», – добавили в организации. 

В фонде подчеркнули, что никому в выплате соцпособий по причине невозврата выплаты 42 500 тенге не отказывают, но при этом признали, что получение пособий может затянуться в случае выявления каких-либо ошибок со стороны получателей. 

Юрист Ибрагим Садуакасов считает, что пособия, в том числе и по уходу за ребенком, не должны зависеть от того, получал ли ранее человек 42 500 или нет. И затягивать с выплатой декретницам, даже в случае если они нарушили правила, неправомерно, так как эти деньги в первую очередь предназначены для детей. 

«Эти виды пособий никак не должны коррелировать между собой. Если в фонде так сильно хотели бы возвратить пособия по случаю потери дохода обратно в казну, законно было бы разбираться с этим через суд», –рассказал он.

Спикер добавил, что в действующем законодательстве регламентированы основания для прекращения и приостановления выплат пособий. И получение 42 500 (даже если это было необоснованно) не может послужить основанием для приостановления или прекращения выплат пособий.

Садуакасов отметил, что видит в сложившейся ситуации социальную несправедливость, так как не проведена единая для всех проверка.

«Понятное дело, что тут может быть и человеческий фактор – ГФСС просто физически не смог бы проверить все поступающие заявки на получение выплат по потере дохода из-за их многочисленности. Но факт остается фактом – фонд провалил эту работу. И теперь пытается исправить допущенную ошибку, ставя ультиматум декретницам. Раз уж фонд решил проводить проверки по обоснованности полученных пособий, почему бы не произвести проверки в отношении всех получателей 42 500 тенге? Время то есть. Насколько я знаю, на требование о возврате средств из бюджета сроки исковой давности не распространяются», – заключил юрист.

Учитывая большую загруженность в период ЧП, стоит полагать, что кому-то действительно выплата в 42 500 тенге была назначена необоснованно. Возможно, кто-то умышленно воспользовался ситуацией, чтобы получить деньги. Почему, в таком случае, не провести единую для всех проверку и не ограничиваться лишь теми, кто вынужден обращаться в фонд за пособием? «Курсив» дважды направлял запрос в фонд соцстрахования с этим вопросом, однако в обоих случаях ответ на него так не получил. В министерстве труда редакции на этот вопрос также не ответили.