Предпринимательство – это история не только про бизнес, но и мышление и проактивное отношение к жизни, считает руководитель Live Education и автор образовательных программ Серик Щеглов. Его компания объявила о запуске курсов предпринимательства для столичных подростков, которых будут обучать инструментам для ведения бизнеса, при этом основной упор будет сделан на практические занятия.
Мы поговорили с Сериком Щегловым о том, почему его компания решила заняться такими курсами и зачем вообще нужно прививать стартап-культуру молодым казахстанцам.
— Расскажите, чем занимается ваша компания и какие проекты вы уже реализовали в сфере образования?
— Образовательными проектами мы занимаемся много лет. В основе нашей работы лежит принцип: «Менять мышление людей». Это значит, что обучать самому предпринимательству важно, но важно и менять мировоззрение: быть проактивными и искать возможности, а не занимать пассивную позицию и ждать, что все проблемы решатся сами.
Расскажу об одном из примеров – школе «ФизМат Десант», первый этап которой проводили в 2019–2020 годах. Мы брали ребят с высшим физико-математическим образованием, у которых в жизни было два пути – стать учителем либо двигаться в академическом направлении. Как показал анализ, у таких людей часто проблемы с тем, что они не могут применить свои крутые знания на практике.
На средства частных меценатов создали программу и провели конкурс, в котором участвовали около 200 человек со всего Казахстана. Выбрали из них 20 лучших – 10 вошли в состав команды, 10 оставили в резерве.
В течение 10 месяцев мы обучали их бизнес-аналитике, финансовым инструментам, основам предпринимательства. Основная задача – изменить их мировоззрение с пассивного на активное, научить воспринимать проблемы как возможности.
Шесть месяцев они обучались, а четыре месяца отвели на практику в условиях реального рынка – мы их «десантировали» в разные компании и министерство. В этих организациях ребята выступали группами по два человека в качестве «траблшутеров». Им давали сложные задачи, после чего они отрабатывали материалы и предлагали расчеты и решения.
Некоторыми решениями компании пользовались, и еще до завершения обучения часть ребят забрали себе, трудоустройство составило 90%. Программа показала себя успешно, и мы думаем над запуском второго этапа.
— А как пришла идея создать курсы для подростков?
— Все, что мы делали до этого, было направлено на старшее поколение. Но ведь есть много молодых ребят, которые интересуются вопросами предпринимательства, – мы их много видели на наших мероприятиях.
И потому мы решили создать отдельный курс под названием Jas Ulys, где мы хотим давать базу для предпринимательства. Сквозь призму опыта мы понимаем, что просто овладеть какими-то навыками и знаниями недостаточно, нужно менять само мышление.
Важно, чтобы дети не думали, что им кто-то должен – правительство, пенсионный фонд, окружающие. Они должны думать, что могут сами сделать и создать. И если мы сможем этого добиться, то Казахстан ждет более экономически стабильное будущее. С этой позиции мы и решили заняться проектом, набираем первый поток.
Перед запуском мы посмотрели, есть ли на рынке похожие курсы – не будем ли дублировать кого-то? И были даже немного огорчены тем, что на самом деле школ предпринимательства много, но внутри предлагают они совсем не предпринимательство.
Там проходит обучение soft skills – социально полезным навыкам. Но это не предпринимательство, а лишь факторы, которые его облегчают. На самом деле нужно прививать стартап-культуру – путь от создания идеи до ее монетизации. Это путь применения разных предпринимательских инструментов –как создать новую идею, как правильно подобрать команду и подать идею населению, как выбрать бизнес-модель.
Но этому не учат, нет профессиональных образовательных организаций, которые правильно преподают предпринимательство.
— Почему детей вообще нужно обучать такому?
— Часто родители говорят, что их ребенок ничего не хочет, ни в чем не заинтересован, часами сидит в телефоне. А когда его спрашиваешь, чем он хочет заниматься, – не знает.
Это может быть следствием упущений в воспитании и психологии, следствие подавленных желаний. Как дети сегодня ходят на разные секции и кружки? Родители за них решили, что им нужен английский, футбол, танцы. Три раза в неделю ребенок ходит на одну секцию, два – на другую. Кроме этого есть нагрузка в виде школы.
Никто не спрашивает, чего на самом деле хочет ребенок, интересно ли это ему. И подавленные желания в детстве приводят во взрослой жизни к тому, что человек не хочет чего-то желать и не считает это важным.
У нас в штате есть профессиональный психолог. И помимо того, что на курсах мы даем предпринимательские знания и инструменты, есть возможность работать с нейрокоррекцией. Мы можем «оцифровать» компетенции человека, определить его сильные и слабые стороны и поработать с установками, мировоззрением.
Там мы достигаем результата, когда ребенок начинает чего-то хотеть и через призму его личных интересов мы начинаем ставить цели и применять на проектах. Например, ребенка водят на футбол, но ему не нравится, а нравятся танцы. Можно подумать, что можно сделать с точки зрения предпринимательства, связанное с этой сферой.
Другое отличие нашей программы от многих других на рынке в том, что мы не подходим к обучению с точки зрения навыков. Мы подходим с точки зрения компетенций.
В карте компетенций навык занимает всего лишь 25% – есть еще знания, умения, опыт и личные качества. Много кто умеет придумывать идею или классно убеждать, но с их предпринимательской деятельностью все равно не все идет гладко. Потому что остального не хватает, нужна системность.
Достигаем мы этого через акцент на деятельном обучении. Нельзя обучиться предпринимательству через академические знания, пока не попробуешь, не сделаешь что-то. Мы должны научить человека действовать.
Поэтому у нас 70% всего курса отведено практике. Вплоть до того, чтобы делать полевые исследования – для нас никаких преград нет. Ребята получили инструмент – пошли и попробовали.
До сих пор в нашей стране система обучения построена по принципу, сформулированному еще в Средневековье: один человек говорит другому информацию, а тот слушает и запоминает. Иногда знания проверяют контрольными вопросами.
Нужно давно переходить на другую систему – систему деятельного обучения или, например, по принципу Колба, когда в ходе обучения проверяют гипотезы. Это работа с реальностью, а не теорией.
Мы думаем, что спрос на такой подход к обучению есть. На рынке работает много компаний, которые дают не совсем то, что на самом деле является предпринимательством, но родители все равно отдают туда своих детей в надежде, что они там научатся чему-нибудь и станут крутыми.
— Кто будет преподавать на ваших курсах?
— На нашем курсе буду преподавать я сам, как автор. Я убежден, что тот, кто учит предпринимательству, должен сам быть предпринимателем. С этим у нас есть проблема.
Кто наши бизнес-тренеры? Большая часть из них не занимается бизнесом. Как они могут говорить о том, что сами не прожили? Тот, кто пишет о бизнесе и преподает, должен сам иметь нужный опыт. А мы готовы на собственных кейсах показывать и рассказывать о предпринимательстве. Мы это прожили и знаем, как все работает.
Да, за один курс не получится охватить абсолютно все, но мы дадим хорошую базу, которая поможет детям не только создавать бизнес в будущем, но и поможет лучше делать проекты в школе и вузе, более ответственно подойти к своему будущему, своей специализации.
Также это поможет детям получить запасную профессию. Например, не получится где-то работать наемным инженером – создаешь ИП и предлагаешь клиентам услуги по инженерным расчетам. Работаешь на себя, а не держишься за какое-то место, где платят гроши. Теряешь страх оставить насиженное.
Предпринимательство больше про мышление, про отношение к конкретной ситуации. Даже если наши ученики не станут бизнесменами, это будет плюс для корпоративного и государственного секторов. Человек, который сможет смотреть на бизнес глазами владельца и мыслить глобально, даже выполняя свои рутинные обязанности, будет стремиться сделать что-то лучше и, главное, будет знать, как это сделать.
— Как записаться на ваши курсы?
— Мы только объявили о наборе – подать заявку можно через страницу в Instagram, также все контакты есть на сайте Live Education.
Первая группа будет состоять из 15 человек – как только набор завершится, сразу начнем обучение. Весь курс будет длиться два месяца, это 24 часа офлайн-обучения по три часа каждые выходные.
Мы хотим сделать это постоянной деятельностью, чтобы у каждого подростка была возможность учиться предпринимательству. При этом ценовая политика у нас сравнима с другими секциями, куда отправляют детей. Она доступна для всех.
Наша целевая аудитория – подростки из средней и старшей школ. В этом возрасте они могут что-то придумывать и создавать. Я уверен, что мы сможем изменить их мышление и создать новую когорту предпринимателей.
*партнерский материал