В каких изменениях нуждается ветеринария в Казахстане

Опубликовано
Редакционный директор
Старший корреспондент отдела Business News
«Курсив» узнал мнения участников рынка

Республиканская ветеринарная лаборатория не справляется со своими функциями, а коррупционные риски в работе ветврачей и ветеринарных лабораторий напрямую влияют как на состояние сектора, так и на качество мяса на столах казахстанцев.

Госпредприятие «Республиканская ветеринарная лаборатория» – это целая сеть лабораторий: 16 областных/региональных, две межрайонные, 148 районных/зональных ветлабораторий и 20 пунктов приема проб. Более трех тысяч сотрудников Республиканской ветеринарной лаборатории (РВЛ) регулярно проводят диагностические исследования против особо опасных болезней животных. И так же регулярно попадают в поле зрения журналистов как участники коррупционных скандалов.   

В конце октября 2021 года стало известно о расследовании в отношении работников актюбинского областного филиала РВЛ, которых подозревают в систематическом получении взяток на сумму более 1,8 млн тенге от директора подрядной организации «за беспрепятственное подписание актов выполненных работ по ремонту районных ветлабораторий».  

О росте коррупции в сфере ветеринарии власти говорят уже несколько лет, а в сентябрьском послании народу президент Токаев заявил о необходимости реформы системы ветеринарии. «Курсив» опросил участников рынка, какие изменения нужны казахстанской ветеринарии. 

На что жалуетесь? 

Недостоверность анализов государственных лабораторий – одна из частых жалоб животноводов на работу филиалов РВЛ, отмечают в Мясном союзе Казахстана.

«В крови животных находят, например, инфекции, а повторные анализы в независимых лабораториях дают отрицательный результат. Предприятие теряет время, ресурсы, недополучает прибыль. Участники рынка постоянно отмечают низкое материально-техническое оснащение государственной ветеринарной службы и лабораторий – доходит до того, что в лабораториях нет реактивов, реагенты просрочены. А на этом нельзя экономить. Последние значительные инвестиции в материально-техническое оснащение были в 2010–2013 годах (строительство ветлабораторий)», – сообщили «Курсиву» в профильной ассоциации.

Там добавили, что частным лабораториям законодательно запрещено делать анализы на особо опасные болезни, что автоматически уничтожает даже возможность конкуренции на рынке. По мнению представителей Мясного союза, стоит вывести проведение анализов на свободный рынок, что поможет снизить стоимость услуги и повысить  ее качество.  

Обновление и дооснащение (материально-техническое оснащение) ветеринарной службы планируется так же, как и более радикальные реформы – передача части функций госмонополии в конкурентную среду, что обеспечит приток частного капитала в эту сферу. Об этом было объявлено на брифинге о мерах по реализации послания.  

В самой Республиканской ветеринарной лаборатории подтверждают, что физическая изношенность материально-технической базы – одна из основных проблем предприятия. Поэтому будет составлен перечень отделений, которым требуется ремонт или даже строительство новых зданий и обновление оборудования. Также в РВЛ предлагают максимально цифровизировать свою деятельность, чтобы свести к минимуму влияние человеческого фактора при проведении экспертизы и выдаче актов о ней. И хотя сейчас речь идет о том, чтобы часть функций РВЛ передать частным лабораториям, в самом республиканском предприятии планируют расширять количество услуг под  потребности крупных животноводческих предприятий и фермерских хозяйств, ориентированных на экспорт животных. Например, проводить внеплановую диагностику заболеваний животных при их покупке и продаже.  

Ветеринарный врач, директор ТОО «V-con» Бауржан Курманов считает, что передавать в конкурентную среду стоит лишь определенные функции РВЛ. Если биохимические и гематологические исследования крови могут выполнять и частные лаборатории, то диагностику на инфекционные, особо опасные болезни лучше оставить в монополии государства. Именно в отделениях РВЛ есть не только лаборатории, но и утилизационные печи и – самое главное – профильные специалисты. 

Курманов, как практик, предлагает внести изменения в схему вакцинации животных, которая проводится за счет бюджета. По его мнению, к вопросу вакцинации нужно подходить менее формально и учитывать физиологическое состояние животных.

«При плановой иммунизации не всегда обращают внимание, что до отела остался месяц. Глубоко стельные животные от стресса могут абортировать», – объясняет он свою позицию.

Плановый забор крови раньше чем через 30 дней после отела ведет к искажению результатов исследований.

«После отела время физиологического восстановления репродуктивного органа до нормы составляет минимум 21–25 дней. В этот период происходит изменение гормонального статуса, обменных процессов в организме животного. Существует риск получения сомнительных или ложноположительных результатов исследований на болезни», – говорит ветеринар.

В настоящее время забор крови на исследования прописано проводить с 14 дней после отела. 

Смотрите, что колете и что едите 

«По многим существующим на фермах и наносящим огромный экономический ущерб вирусным, бактериальным, грибковым, паразитарным болезням нет специальной регулярно обновляемой и дополняемой актуальной информацией методической базы. Фермеры и ветеринарные специалисты проводят лечебную и профилактическую работу на местах методами без доказательной базы, применяя те препараты, которые рекомендуют и рекламируют ветеринарные аптеки», – выделяет еще одну проблему Курманов.

«В большинстве случаев идет бесконтрольное применение антибиотиков, полностью отсутствует учет и отчетность реализации, применения антибиотиков. Встречаются случаи, когда антибиотик вводят животным интуитивно – не понравился взгляд, походка и так далее у животного, то есть как святую воду – вдруг поможет. Нередко на фермах антибиотик вводится новорожденным телятам в первые часы после рождения, что влечет уничтожение формируемой нормальной микрофлоры, подавление резистентности организма. Как следствие, такой молодняк чаще подвержен заболеванию, летальному исходу, выжившие отстают в росте, развитии», – продолжает ветеринарный врач.  

По оценке Бауржана Курманова, в Казахстане сейчас строже всего применение антибиотиков контролируется на молочно-товарных фермах – если в молоке определяется присутствие антибиотиков, такую продукцию не допустят к реализации.   

Необоснованное введение антибиотиков животным ускоряет процесс формирования у организма человека устойчивости к антибиотикам, говорит Асем Кенжебек, основатель компании – производителя пищевых добавок Al Karal.

«Одной из основных причин большой смертности от пневмонии в пандемию была как раз резистентность к антибиотикам. То есть пока у тебя вирусная пневмония, – это одна история, но как только ты попадаешь в больницу, ты сразу ловишь внутрибольничную пневмонию, а она уже бактериального спектра. Теряли людей, потому что им ставят один спектр антибиотиков и только через три-четыре дня понимают, что этот антибиотик не работает. И пока его заменяют на второй антибиотик, человек уже погибает», – объясняет она проблему устойчивости бактерий к антибиотикам. 

По мнению Асем Кенжебек, в республике только 20% производителей мяса (крупные хозяйства) имеют высокие стандарты качества, собственные лаборатории и опытных ветеринаров.

«80% – это мелкие хозяйства и подворья, а местные ветеринары зачастую с низкой компетенцией либо имеют собственные ветеринарные аптеки и больше заточены на то, чтобы побольше антибиотиков продать, нежели позаботиться о здоровье животного, что повлияет на качество конечного продукта, которое поступает на наш стол», – считает она.  

«Просто на всякий случай колят антибиотики жесточайшего тетрациклинового ряда, который давно запрещен для людей, так как наносит большой вред печени, – рассказывает Асем Кенжебек. – Если вы спросите у любого откормочника, то узнаете, что после забоя они печень сразу выкидывают, потому что использование антибиотиков убивает печень животного. Выводятся остатки антибиотиков из организма до двух недель, а так как они применяются раз в неделю, понятно, что на стол к нам, потребителям, зачастую попадает мясо, из которого антибиотики не выведены».

Продукция ее компании – производителя пищевых добавок Al Karal позиционируется как натуральное природное противобактериальное, противовирусное средство с функцией очищения печени животного, что помогает ускоренному выведению антибиотиков, солей тяжелых металлов, микотоксинов из организма животного. 

Асем Кенжебек предлагает: за правильный ветеринарный контроль должен голосовать потребитель своими деньгами. Для этого покупателям нужно дать возможность проверить, какого качества мясо они берут.

«Как только у нас появятся частные лаборатории или в продаже по­явятся какие-нибудь экспресс- 
тесты для проверки продукции на наличие антибиотиков, то любая хозяйка, если есть у нее сомнения, потратится хотя бы один раз на проверку поставщика, покупая мясо или молочные продукты, например, на базаре», – полагает Кенжебек. 

Сейчас на наличие антибактериальных препаратов мясную продукцию (в том числе и мяса птицы) проверяют лаборатории РВЛ.

«За 10 месяцев 2021 года лабораториями РГП «РВЛ» было проведено исследование 4864 проб мяса, мясной продукции (в том числе и мяса птицы) всех видов убойных, промысловых и диких животных на наличие антибактериальных препаратов. При этом несоответствия требованиям безопасности выявлено не было», – такие данные привели «Курсиву» в госпредприятии.

За весь прошлый год на 4639 исследованных проб мяса был всего один такой случай, сообщили представители Республиканской ветеринарной лаборатории. 

В Союзе птицеводов Казахстана (СПК) не спорят с утверждением, что в мясе птицы могут присутствовать остатки антибиотиков. Но спешат успокоить: «Они (остатки антибиотиков. – «Курсив») в значительной степени разрушаются во время приготовления мяса: при жарке, запекании, варке или приготовлении в микроволновке».  

По данным СПК, отечественные производители применяют антибиотики при подращивании молодняка, чтобы по максимуму сохранить поголовье.

«В птицеводстве практически не применяются кормовые антибиотики с целью повышения скорости роста и снижения конверсии комбикорма, хотя они все разрешены», – отметили в отраслевом объединении.  

В СПК обращают внимание, что на некоторых птицефабриках нет собственных производственных лабораторий, а значит, они не могут проводить диагностику на особо опасные болезни птиц. Но достаточных средств для регулярного исследования в аккредитованных лабораториях такие предприятия тоже не имеют, и это создает угрозу переноса опасных болезней на другие птице­фабрики. Решение проблемы, которое предлагает отраслевой союз: скрининг анализа проб из таких птицеводческих хозяйств должны делать аккредитованные ветеринарные лаборатории за счет бюджетных средств. 

Проект концепции по реформированию системы ветеринарии в Казахстане должен быть создан до конца этого года. Разработка и принятие законопроекта запланированы на 2022 год. 

Читайте также