Межправительственное соглашение о сухих портах, к которому присоединился Узбекистан, вступит в силу 17 ноября. Участие в этом соглашении позволит логистическим комплексам страны получить статус сухопутных портов международного значения.
Сухие порты, которые включаются в соглашение, являются основой «для скоординированного развития важных узлов в международной интегрированной интермодальной транспортно-логистической системе». Иными словами, страны стремятся развивать сухие порты, чтобы упростить международную перевозку грузов.
Дважды без моря
Узбекистан не только не имеет выхода к морю, но и граничит с государствами, также не имеющими выхода к нему. От Узбекистана до ближайшего морского порта порядка 2 тыс. км. Но у страны есть свое преимущество – удобное расположение «в центре между Европой и Азией», отмечает заместитель председателя экономической ассамблеи и зампред Ассоциации экспортеров РУз Бобуржон Расулов. В частности, для Китая Узбекистан является удобной точкой для переправки грузов в Европу.
Чтобы перевозка шла без сучка без задоринки, нужно развивать сухие порты.
«Примкнуть к сухим портам – мощный аргумент для того, чтобы инвесторы заходили к нам и вели бизнес», – уверен Расулов.
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин также подчеркивает, что из-за особого географического расположения у Узбекистана есть интерес к логистическим проектам, которые позволят расширить экспортный потенциал страны.
Присоединение Узбекистана к соглашению позволит стране стать частью глобального торгового процесса по перемещению грузов. Это повлечет за собой увеличение налоговых поступлений и числа новых рабочих мест, считает коммерческий директор дистрибьюторской компании Impall Trading Бахтиер Абдуллаев.
Расулов добавил, что через сухие порты Узбекистан может поставлять за рубеж текстильную, фармацевтическую и сельскохозяйственную продукцию, строительные материалы, продукты переработки из природного газа, в частности пластмассы.
По его мнению, Узбекистану нужно развивать сотрудничество с сухими портами Европы. Тем более что страну недавно включили в программу ЕС GSP+, которая позволяет Узбекистану ввозить в ЕС ряд товаров без таможенных пошлин. В Минтрансе РУз полагают, что наиболее перспективным направлением по доставке грузов через сухие порты являются перевозки наземным транспортом по маршруту Китай – ЕС.
Узбекистан через сухие порты также может импортировать сырье для производства внутри страны продукции с добавленной стоимостью с ее последующим экспортом.
Уже сейчас внешнеторговый оборот Узбекистана растет. Например, в январе – сентябре текущего года он составил $28,2 млрд, что на 2,5% больше, чем в прошлом году. Экспорт был равен $10,3 млрд, а импорт – $17,88 млрд. Основными торговыми партнерами республики стали Китай ($5,38 млрд), Россия ($5,1 млрд) и Казахстан ($2,8 млрд).
Развитие с пробуксовкой
На ноябрь 2020 года стоимость перевозки грузов без сухого порта составляла $221,76 на 300 км, с ним – $103,40. Это преимущество, по мнению экспертов Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), позволит «повысить конкурентоспособность грузоотправителей, использующих сухой порт, что, возможно, приведет к увеличению объема торговли».
Для организации сухого порта необходимо соблюсти ряд требований, отмечают в ЭСКАТО. Среди них – грамотная логистика автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, расположение рядом с «источниками» грузов и центрами торговли.
Бахтиер Абдуллаев сказал, что для создания сухого порта в Узбекистане инфраструктура страны должна пройти модернизацию.
«Я не встречал ни одного логистического узла у нас в стране, который бы полностью соответствовал этим (международным. – «Курсив») требованиям, – утверждает Абдуллаев. – Отсутствие инфраструктуры и специалистов в данной сфере может замедлить положительный эффект от участия в договоре о сухих портах».
Развивать сухие порты на территории Узбекистана должно министерство транспорта. В минтрансе «Курсиву» сказали, что сейчас разрабатывается проект по минимальным требованиям к обустройству и техническому оснащению сухих транспортно-логистических центров.