Осужденным по делу о хищении в театре Нур-Султана сократили сроки

Опубликовано (обновлено )
редактор отдела «потребительский рынок»
Апелляционная инстанция выявила в деле нарушения Уголовно-процессуального кодекса

Судебная коллегия по уголовным делам Нур-Султана в составе председательствующего судьи Мурата Солтыбаева изменила приговор Алматинского районного суда №2 по делу о хищении средств, выделенных на капитальный ремонт и ремонтно-реставрационные работы в здании Государственного академического русского театра имени М. Горького. 

Согласно приговору районного суда от 16 июня 2021 года, бывший директор театра Еркин Касенов совместно с руководителем «Ади-Жан» Дауреном Дастоновым и инженером технического надзора Бахтияром Ербатыровым в 2018-2019 годы якобы похитили выделенные на капремонт театра и закупку оборудования 370,5 млн тенге, посредством подписания актов приемки выполненных работ.

Однако апелляционная инстанция переквалифицировала действия бывшего директора театра Еркина Касенова со статьи 189 УК РК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» на статью 361 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями» и сократила ему срок лишения свободы с девяти лет до трех. 

Такое решение объясняется тем, что у Касенова не было доказано умысла на хищение, так как в итоге на выделенные деньги все-таки было закуплено необходимое для театра оборудование. Однако техника не соответствовала заявленным характеристикам, и директор не должен был эту технику принимать. Согласно приговору, Касенов не похищал денег, но для создания «мнимого благополучия для освоения бюджетных средств» злоупотребил полномочиями, подписав акт выполненных работ. 

Его заместителя — Ерлана Саттыбаева, который визировал документы, суд освободил от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности (ранее его приговорили на два года ограничения свободы). 

Действия Ербатырова также были переквалифицированы со статьи 189 УК РК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» на статью 361 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями». Суд сократил ему срок на 4,6 года, назначив три года лишения свободы.

Приговор в отношении Дастанова практически не изменился, так как, по мнению суда, у него был умысел на хищение при закупке оборудования. Апелляционная инстанция назначила ему 7,6 лет лишения свободы вместо ранее вынесенных восьми.

По второму эпизоду, связанному с другой подрядной фирмой — «Астана-Кокше», приговор вовсе был отменен. Коллегия постановила выделить из уголовного дела в отдельное производство материалы по данному эпизоду и направить их прокурору, «ввиду существенных нарушений Уголовно-процессуального кодекса, препятствующих проведению главного судебного разбирательства».

Ранее районный суд приговорил бывшего руководителя «Астана-Кокше» Альжана Байсалбекова к восьми годам лишения свободы за то, что он вместе с экс-директором театра якобы похитили 32,5 млн тенге, выделенные на ремонтно-реставрационные работы здания. Этим же приговором еще один эксперт технадзора Мансур Кенжетаев был осужден на три года условно. 

Меру пресечения подсудимому Байсалбекову — содержание под стражей — апелляционная коллегия оставила прежней, продлив ее на один месяц со дня поступления дела в прокуратуру. Меру пресечения в отношении и Саттыбаева (он проходит также и по этому эпизоду) и Кенжетаева — в виде подписки о невыезде — оставили прежней. 

Напомним, после вынесения судом первой инстанции приговора защитник Мансура Кенжетаева — Марат Кенжетаев, сообщал «Курсиву», что сторона защиты была удивлена таким решением, так как сговор при совершении ремонтно-реставрационных работ не был доказан.

«По всем документам видно, что подрядчик (Байсалбеков) затратил больше средств, чем он получил от театра. И по альтернативным экспертизам также выполнил объемов работ больше, чем оплачено театром. При этом Кенжетаев осуществлял работы по технадзору на финальном этапе, а все вменяемые следствием «хищения» были заактированы много раньше. Наконец, почерковедческие экспертизы установили, что подписи на актах выполненных работах принадлежат не Кенжетаеву, а другим лицам. То есть абсолютно нет состава преступления», — говорил тогда Кенжетаев. 

Вынесенное постановление апелляционной коллегии вступает в законную силу 29 ноября 2021 года. 

Читайте также