Ввести пошлину на экспорт зерновых и масличных предложил депутат
Экспортную пошлину на вывозимые из страны зерновые и масличные культуры предложил ввести депутат мажилиса парламента Ерлан Барлыбаев. По его мнению, только с экспорта масличных при размере пошлины в $100/тонн можно получить дополнительно $100 миллионов. Такая цифра получается, если экспорт масличных в этом году будет не ниже уровня 2020 года, это около 1 миллиона тонн.
Такую меру Барлыбаев предлагает ввести по аналогии с РФ, где действует экспортная пошлина на семена подсолнечника в 50%, но не менее $320/т. Предполагается, что такая мера стимулирует аграриев поставлять свою продукцию на местные маслозаводы. Однако это в том числе привело только за последний месяц к снижению цен на подсолнечник в РФ на 12%. При этом российские сельхозтоваропроизводители не спешат сдавать семена нового урожая на переработку, ожидая повышения цен.
«В этих целях предлагаем установить временные экспортные пошлины на вывоз зерновых и семян масличных культур. Полученный доход направить на стимулирование сельхозпроизводителей», – сказал сказал Барлыбаев, озвучивая запрос на имя министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева на пленарном заседании мажилиса 24 ноября..
По его словам, в результате вывоза сырья казахстанские мельницы загружены на 35–40%, а маслозаводы – на 50%.
«Отсутствие переработки лишает внутренний рынок собственных продовольственных товаров. Это создает необходимость закрывать потребительский спрос импортной продукцией, импортируя инфляцию и подрывая курс национальной валюты. Проблема стала настолько очевидной, что с августа текущего года и Казахстан, и Россия стали вводить меры по ограничению вывоза сырья», – сказал депутат.
В отличие от российских коллег казахстанский минсельхоз пошел на квотирование экспорта зерновых и семян масличных культур. В частности, экспортная квота установлена так: в декабре и январе – по 50 тыс. тонн семян, в феврале-июне – по 5 тыс. тонн ежемесячно. Квота на масло составит 110 тыс. тонн: с декабря по апрель – по 16 тыс. тонн в месяц, в мае и июне – по 15 тыс. тонн. Подсолнечное масло занимает третье место в списке наиболее подорожавших социально значимых продуктов – рост цены с начала года составил 29,8%.
Барлыбаев считает квотирование «непрозрачным и крайне коррупциогенным» инструментом. По его словам, такая картина складывается из поступающих от региональных предпринимателей в партию «Ак жол» сообщений.
«Иногда квоту легче получить перекупщикам, чем тем, кто сам в условиях засухи с трудом вырастил урожай. Фракция «Ак жол» считает, что регулирование экономики должно проводиться рыночными методами», –сказал он.
Депутат напомнил, что при переработке внутри страны более 5 млн тонн пшеницы и другого сырья, отправляемого на экспорт, можно было бы получить более 1,5 млн тонн отрубей и 300 тыс. тонн шрота, что эквивалентно 3-4 млн тонн комбикормов. Эти продукты переработки могли бы стать мощной кормовой базой для развития отечественного животноводства.
При этом, по предварительным оценкам, введение экспортных пошлин на зерно может привести к прямым потерям экспортеров на уровне $307 млн, искажению стимулов производителей и трейдеров и не решит задачи государственной политики.
Ранее в «Курсиве» проанализировали возможное влияние ограничительных мер экспорта сельхозпродукции на агробизнес.