Мухтар Манкеев, «Самрук-Қазына»: «Трансфер экспертизы, компетенций и опыта людей – самое важное, что развивает корпоративное управление»
О новых подходах к корпоративному управлению и его значении для группы компаний фонда – в интервью «Курсиву» рассказал управляющий директор по корпоративному управлению и социально-трудовым отношениям АО «Самрук-Қазына» Мухтар Манкеев.
— Что фонду дает корпоративное управление?
— «Самрук-Қазына» – крупнейший холдинг страны, управляющий компаниями в совершенно разных отраслях. Единые и понятные для всех правила игры в такой структуре – основа развития. Корпоративное управление — это свод правил, которые помогают фонду выстраивать правильные взаимоотношения с компаниями группы, разделять полномочия и ответственность за принятие решений. Благодаря развитию корпоративного управления компании, входящие в холдинг, сохраняют способность поступательного прогнозируемого роста, несмотря на огромные вызовы со стороны мировых рынков, пандемию COVID-19 и прочие внешние факторы.
В начале пути трансформации фонд ставил перед собой задачу усилить институт директоров, перевести их из формальных органов в проактивные, стратегические органы управления. Идея заключается в том, чтобы советы директоров стимулировали руководство компаний принимать решения, которые будут оказывать положительное влияние на развитие в долгосрочной перспективе.
Прогресс в корпоративном управлении по группе фонда придает большую уверенность в том, что холдинг достигнет поставленных целей. Свидетельством верно выбранного направления стало, в числе прочего, успешное IPO «Казатомпрома» на Лондонской фондовой бирже.
— Что из достигнутого в корпоративном управлении в фонде вы считаете наиболее важным?
— Какими бы глобальными трансформациями не занимались компании, основной ценностью и драйвером всех изменений и развития являются люди. Трансфер экспертизы, компетенций и опыта людей – самое важное, что развивает корпоративное управление.
Я бы отметил два основных направления, в которых отмечается вклад профессионалов, привлекаемых фондом в составы советов директоров компаний:
Во-первых, это преобразование бизнес-процессов в компаниях. Изменения коснулись всех процессов, включая вопросы стратегического управления, среднесрочного планирования, управления рисками, управления талантами и внедрения принципов ESG. Приоритетными стали вопросы здоровья и благополучия людей. Например, с 2015 по 2019 годы КМГ почти в два раза снизил коэффициент несчастных случаев с потерей рабочего времени с 0,56 до 0.31 на млн. человеко-часов. Количество пострадавших работников в группе фонда в 2020 году снизилось на 28% по сравнению с 2019 годом. Рейтинг социальной стабильности вырос с 61% в 2014 году до 78% в 2020 году.
Во-вторых, это, конечно, наставничество, осуществляемое советами директоров в отношении исполнительного руководства компаний. Для управления такими крупными и сложными компаниями, как КМГ, КТЖ или «Казатомпром», необходимы соответствующие компетенции. Безусловно, мы должны и активно вовлекаем казахстанцев в работу советов директоров. Тем не менее, существует масса компетенций, на которые внутри страны высокий спрос и пока еще весьма проблематично найти подходящие кандидатуры. Особенно это чувствительно во время подготовки компаний к IPO. Поэтому, привлекая крупных иностранных специалистов в советы директоров, мы улучшаем не только качество принимаемых решений, но и фактически выполняем страновую миссию, ведь эти компетенции потом остаются внутри страны и передаются местному менеджменту.
— Какова роль фонда в развитии корпоративного управления в стране?
— Фонд гордится результатами в вопросах корпоративного управления, наблюдается высокий интерес к нашему опыту внедрения лучших практик и стандартов в этой области. Работа, которая проводится в области корпоративного управления на страновом уровне, полностью поддерживается фондом. Полагаем, что эта инициатива позволит провести полную ревизию подходов и форм управления в квазигосударственном секторе и даст существенный импульс качественному развитию корпоративного управления по всей стране.
Современное корпоративное управление эффективно связывает между собой государственное управление с бизнес-задачами. В этом контексте опыт фонда полезен для бизнес-холдингов с государственным участием, поскольку в основе системы управления фондом заложена идея соблюдения баланса интересов государства — как собственника, и коммерческих интересов фонда. Бизнесу необходимо одновременно управлять операционной деятельностью, выполнять финансовые ковенанты инвесторов, осуществлять большие инвестиционные программы и при этом сохранять стратегическую линию управления.
Если говорить образно, то это подобно тому, как работают машины, где есть двигатель и специальные механизмы, которые передают энергию двигателя на ходовые части машины. Роль таких передаточных механизмов между государством и бизнесом и играет корпоративное управление, эффективно распределяя цели и ответственность за их достижение между акционерами, советами директоров и руководством компаний, не теряя контроля над стратегией развития.
— Какие приоритеты вы видите в развитии корпоративного управления в ближайшем будущем?
— Безусловно, это приоритеты, обозначенные в обновленной Стратегии развития фонда до 2031 года: увеличение стоимости активов; повышение конкурентоспособности компаний и переход к зеленой экономике. Развитие корпоративного управления в группе фонда будет нацелено на обеспечение роста по всем трем направлениям.
Так, первое направление предполагает оптимизацию и повышение качества портфеля, приток инвестиций в развитие новых индустрий и другие задачи, для чего фонд намерен усиливать составы советов директоров компаний необходимой экспертизой и требовать новых решений по оптимизации портфеля.
Второе направление — повышение конкурентоспособности компаний предполагает увеличение производительности и развитие человеческого капитала. Для этого в рамках работы советов директоров будут разработаны HR-инициативы в отношении, например, профессионального обучения работников, поддержки существующих кадровых резервов, программ преемственности руководящих работников и других важнейших вопросов.
В отношении третьей инициативы по переходу к «зеленой» экономике, которая становится ключевой, фонд будет ожидать от советов директоров больших инициатив. В отдельных компаниях достигнут существенный прогресс в вопросах безопасности труда и социальной стабильности.
Инициативы по сохранению экосистем находятся под пристальным вниманием инвестиционного сообщества и статус публичной компании требует полного пересмотра подходов в отношении всего комплекса ESG.
Дополнительно, ключевым вопросом для фонда остается привлечение инвестиций и выход на IPO крупнейших компаний. Это потребует от их советов директоров максимальной концентрации и профессионального вовлечения. Для выхода на IPO компаниям надо пройти довольно тернистый путь, ведь нельзя забывать о том, в каком состоянии находятся рынки и какие тектонические сдвиги происходят в отношении огромных мировых отраслей, которые казались незыблемыми и вечными. Тем не менее, накопленный опыт фонда и профессиональные компетенции позволяют сохранять уверенность в целях, поставленных перед фондом.