Halyk Bank готов потратить 154 млрд тенге, или $354,8 млн на обратный выкуп своих бумаг. О байбэке банк объявил за день до начала сбора заявок. Почему на раздумье акционерам дали так мало времени и для чего именно проводится обратный выкуп? Об этом «Курсиву» рассказали аналитики финансового рынка.
2 декабря 2021 года Halyk Bank опубликовал объявление, что с 3 по 9 декабря принимает заявки на выкуп ГДР на неорганизованном рынке и что 10 декабря пройдут специализированные торги по выкупу акций на организованном рынке.
Банк решил выкупить не более 845 775 546 бумаг, или 7,2% находящегося в обращении акционерного капитала. За акцию Halyk предлагает 182,1 тенге, за ГДР – $16,78. Выкуп будет производиться за счет собственных средств банка.
Вижу цель, не вижу преград
Halyk Bank заявил, что цель обратного выкупа – «оптимизация структуры капитала». На просьбу «Курсива» уточнить, что именно подразумевается под этой формулировкой и что подтолкнуло банк к оптимизации, пресс-служба БВУ ответила так: «В случае успешности транзакции размер капитала снизится, в результате улучшатся показатели рентабельности (RoE – return on equity)».
Отметим, что RoE Halyk Bank улучшилось до проведения обратного выкупа – с 14,93% (на 01.07.2021) до 20,66% (на 01.10.2021).
Аналитик ФГ «ФИНАМ» Игорь Додонов признался: сложно сказать, что конкретно имеется в виду под «оптимизацией структуры капитала». «Это может быть желание основных акционеров увеличить свои доли в банке (после погашения выкупленных акций) либо помощь какому-то крупному миноритарию выйти из капитала банка (через рынок это сделать достаточно сложно ввиду не самой высокой ликвидности). Может быть и еще что-то, о чем широкая общественность пока не знает», – перечислил варианты аналитик.
«На наш взгляд, основная цель обратного выкупа акций – это попытка увеличить доходность на капитал и таким образом повысить привлекательность акций банка для инвесторов. В результате уменьшения количества акций размер чистой прибыли и дивидендных выплат в расчете на одну акцию станет выше», – сказал Артем Бекетов, младший директор в банковской аналитической команде Fitch Ratings.
Если обратный выкуп пройдет в запланированном объеме, то, по оценкам Fitch Ratings, коэффициент базового капитала Halyk Bank снизится примерно на 2 п.п., до 19–20%. «Несмотря на потенциальное снижение показателя, мы по-прежнему считаем, что Halyk сохраняет сильный запас прочности по капиталу, особенно учитывая стабильно высокую прибыльность банка», – отметил Бекетов.
Обратный выкуп акций, в отличие от прямой выплаты дивидендов, позволяет минимизировать налоги, особенно для акционеров, которые инвестируют из юрисдикций, где нет налога на прирост капитала. «Но в отличие от нефинансового сектора банки не так часто применяют байбэки, поскольку прибыльные банки вынуждены постоянно выполнять нормативы достаточности капитала, а обратный выкуп уменьшает данный показатель, что при быстром росте активов повышает регуляторные риски. Поэтому обычно банки ограничиваются выплатой дивидендов в какой-то доле от их прибыли», – объясняет вице-президент, старший аналитик Moody’s Семен Исаков.
Halyk же оперирует с очень высоким уровнем достаточности капитала. Поэтому, по словам Исакова, одноразовый выкуп акций поможет в моменте увеличить выплаты акционерам и увеличить доходность на капитал, но при этом минимизировать волатильность дивидендных выплат.
Сжатые сроки
Halyk Bank объявил о сборе заявок на выкуп ГДР за день до начала процедуры, а на саму подачу заявлений отвел неделю. Почему акционерам на раздумье дали так мало времени?
«Есть некоторая вероятность, что такой короткий срок говорит о том, что Halyk Bank уже имеет потенциальных продавцов, которые могли обратиться напрямую к руководству, – предположил аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев. – Если это так, то эти акционеры, вероятнее всего, имеют довольно большую долю в компании, которую нельзя легко и быстро продать на рынке, учитывая довольно низкую ликвидность даже на Лондонской фондовой бирже».
Однако Оразбаев предложил взять во внимание, что руководство банка до решения совета директоров говорило о возможном выкупе бумаг. «Поэтому вряд ли это стало сюрпризом для многих инвесторов, и маловероятно, что такой короткий срок будет особенной преградой для продажи ГДР», – отметил аналитик.
Короткий срок, предложенный для выкупа, может быть обусловлен желанием основных акционеров банка увеличить свой пакет либо сократить количество акций в свободном обращении до конца текущего календарного года. Такое мнение высказал генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
«Возможно, в новом году у акционеров имеются какие-то планы либо уже достигнуты предварительные договоренности о дальнейших действиях с акциями. Мы предполагаем, что одной из причин выкупа может быть консолидация основными акционерами крупного пакета акций для привлечения стратегического инвестора», – добавил Кастаев.
Выкуп не у маленьких
Предложенная БВУ для выкупа цена за акцию – 182,1 тенге – сейчас ниже рыночной. Так, вчера, 8 декабря, на KASE на закрытии бумага стоила 183,05 тенге, а в моменте пробивала 202.
«Возможно, это просто начало торгов, и в случае неудачного выкупа мы, может быть, увидим увеличение предложенной цены, – оценивает предложение банка аналитик Данияр Оразбаев. – Любой эмитент же в свою очередь заинтересован в выкупе по максимально низкой цене. Причиной продажи (со-держателей ценных бумаг. – «Курсив») может стать выход крупного миноритария, который на рынке не смог бы выйти из актива так быстро и без большого урона по цене».
С этим мнением согласен Мурат Кастаев: «Предложенная цена выкупа отражает примерные текущие котировки акций, без скидки или премии. Поэтому особого интереса у миноритарных инвесторов может не быть, тогда условия выкупа могут быть улучшены. Либо уже имеются предварительные договоренности между акционерами, согласно которым доли будут перераспределены, но не путем прямой продажи, а через сделки на открытом рынке».
Нераскрытые планы
Последний раз Halyk Bank совершал крупную операцию с бумагами в 2019 году. Но тогда он не выкупал их, а продавал на SPO. «Банк достиг цели по увеличению ликвидности ГДР путем увеличения их доли в свободном обращении с 17 до 27% от общего объема, – говорилось в сообщении Halyk Bank после SPO. – Инвесторская база банка расширилась практически в два раза за счет качественных инвесторов – крупных глобальных инвесторов и фондов развивающихся рынков».
Данияр Оразбаев не видит связи между нынешним байбэком и SPO, которое было проведено при других рыночных условиях и до пандемии. «Тогда Halyk Bank была самой дорогой среди публичных казахстанских компаний, еще до стремительного роста «Казатомпрома» и IPO Kaspi.kz. Возможно, тогда основной акционер посчитал, что акции Halyk Bank находятся на привлекательных уровнях для продажи», – предположил Оразбаев.
Сейчас же, по словам Оразбаева, Halyk Bank стоит почти в пять раз дешевле Kaspi.kz, несмотря на то, что прибыль и собственный капитал Народного банка в разы выше. «Понятно, что рынок закладывает более значительный рост показателей Kaspi.kz в будущем. Но, возможно, сейчас руководство Halyk Bank увидело, что и их компания может стоить значительно выше, особенно если идет реализация нераскрытых планов, например по финтех-проектам», – сказал аналитик АО «Фридом Финанс».