Редко какой режиссер может себе позволить выпустить две картины в один киносезон, но сэр Ридли Скотт на это способен – несмотря на свои 84 года, он в хорошей творческой форме. До сих пор в отечественном прокате один из лучших фильмов 2021 года – его потрясающая «Последняя дуэль» с Адамом Драйвером, Мэттом Дэймоном и Джоди Комер, а в начале декабря в кинотеатрах появился долгожданный «Дом Gucci».
Первый фильм оглушительно провалился – при бюджете в $100 млн «Дуэль» собрала всего $30 млн. Со вторым ситуация чуть лучше – при потраченных $75 млн его бокс-офис уже $68 млн, причем на некоторых рынках прокат только начался. Может, этот проект ничего и не заработает, но хотя бы окупится. Означает ли это, что новые картины Ридли Скотта плохие? Ни в коем случае.
К художественной ценности «Последней дуэли» нет никаких вопросов. Это глубокое и очень актуальное сейчас кино, хотя снято в декорациях Средневековья. А вот с «Домом Gucci» все сложнее. Для драмы она слишком поверхностна, для комедии недостаточно смешна, для оды бренду чересчур жестока, а для еще одной истории об алчности и глупости не так увлекательна. Несмотря на все это назвать фильм плохим язык не поворачивается, но рекомендовать его к однозначному просмотру тоже будет лукавством. Увы, но, кажется, трейлер, где героиня Леди Гаги – Патриция Реджани клянется не рассказывать ничьих тайн «Во имя отца, сына и дома Gucci», более емкий и эффектный, чем сама лента.
Жадная Золушка
Картина начинается со знакомства скромного Маурицио Гуччи (сексапильный Адам Драйвер в очках) с дочерью хозяина компании, занимающейся грузоперевозками, Патрицией. Та, сразу поняв, кто перед ней, вцепляется в него мертвой хваткой и женит на себе. Это вызывает недовольство отца парня (Джереми Айронс) и поддержку дяди (Аль Пачино), ведь на фоне благополучного Маурицио его собственный сын выглядит эксцентричным полудурком (Джаред Лето). Вскоре не без помощи Патриции в Маурицио, который собирался стать адвокатом, просыпаются амбиции (герой Драйвера становится на глазах хищнее), деньги застилают глаза и семья, которую они все вроде бы ценили, разваливается. Сейчас среди владельцев Gucci нет ни одного настоящего Гуччи, от некогда мощного семейства, давшего имя мировому бренду, там осталась только фамилия.
Картина «Дом Gucci» снята по скандальной книге Сары Форден «Дом Гуччи. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности», которая строится вокруг резонансного преступления, произошедшего в 1995 году. Здесь никаких спойлеров, все давно известно. Тогда одного из клана Гуччи – Маурицио заказала киллерам его экс-супруга Патриция Реджани. Причем сделала она это максимально глупо, наслушавшись советов подруги – гадалки и экстрасенса Пины (ее играет Сальма Хайек, к слову, супруга миллиардера Франсуа-Анри Пино, чья семья владеет в том числе и брендом Gucci). Женщины наняли случайных людей, которые хвастались всем кому ни попадя, что убили самого Гуччи, после чего их и поймали и всех посадили.
Сама Патриция Реджани, осужденная на 29 лет, отсидела лишь 18: в 2016 году ее выпустили за примерное поведение. Впрочем, в тюрьме она не была такой уж паинькой и пыталась там даже повеситься, но ее, к ее же счастью, спасли. На волю она вышла состоятельной дамой: Патриция получила почти миллион фунтов стерлингов, вырученных за недвижимость Гуччи, также ей возместили компенсацию за развод с Гуччи в размере более 16 млн фунтов стерлингов. Сейчас «черная вдова» живет одна в Милане, судится с родными дочерями, и, кажется, она единственная героиня, которая осталась довольна своим образом в фильме.
Ее положительная оценка неудивительна. В комедии она предстает не жадной до идиотизма женщиной, а чуть ли ни хваткой бизнесвумен, которая привела бедняжку Маурицио к успеху, а он это не оценил и предал. Здесь профеминистский акцент Скотта, который превосходен в «Последней дуэли», наоборот, мешает. Из настоящей охотницы за деньгами (во всяком случае, такое ощущение складывается при изучении дела) сделать экстравагантную и амбициозную Золушку, сумевшую благодаря своим способностям пробиться в элиту итальянского общества, ну никак не получается. Максимум, на что тянет образ Патриции, – это вечно недовольная своим супругом женщина. Впрочем, тут есть доля правды, ведь, согласно известной шутке, за каждым успешным мужчиной стоит не великая женщина, а та, что всегда закатывает глаза и хочет Birkin (или Gucci).
Комедия без юмора
Западные критики сравнивали «Дом Gucci» с великим фильмом Копполы «Крестный отец». Мол, новый фильм Ридли Скотта – это такое же по масштабу высказывание о Семье и ее трагедиях и «одна из самых правдивых историй о природе власти в рамках одного клана». Увы, но кроме самых общих черт между этими двумя картинами почти ничего общего.
«Дом Gucci» наверняка удачнее смотрелся бы в жанре высокой драмы или же крутого драматического сериала вроде той же «Короны». Ведь рассказывать историю не о восхождении, а о падении одного знатного семейства языком драмы уместнее. Но вот чтобы делать из этого комедию, надо иметь смелость. Смелость у господина Скотта нашлась, а вот юмора нет.
«Дом Gucci» – это не комедия, а скорее фарс. Наверное поэтому, Аль Пачино и Джереми Айронс отчаянно переигрывают и как будто пародируют сами себя.
У невероятно пластичного Джареда Лето, которому обычно дается все, вообще ничего получилось – одно кривляние. Не зря дизайнер Том Форд (которого показали в фильме как человека, перезапустившего бренд и давшего ему новую жизнь) раскритиковал образ Паоло Гуччи.
«Паоло был эксцентриком, но не сумасшедшим», – сказал он и очень нелестно отозвался о картине.
На протяжении всего фильма блистают только двое: Адам Драйвер, превратившийся из пай-мальчика в холодного и расчетливого хозяина жизни, и роскошная Леди Гага, которая будто бы оказалась в родной стихии – громкая, китчевая, крикливая, экстравагантная, всегда шокирующая почтенную публику своими заявлениями. Гремучую смесь из низкого происхождения и той самой «святой простоты», которая помогает провинциалкам без зазрения совести идти по головам, она передать сумела, а вот подкупающей наивности, свежести и искренности чувств в самом начале их отношений с Маурицио, за которую ее хвалят в американских рецензиях, мы как ни хотели, не увидели.
Что касается стиля повествования, то хотя картина как бы о модном доме, в нем ничего о моде, даже популярный фильм «Дьявол носит Prada» в этом смысле куда мощнее. Не так давно Скотт ругал проклятых миллениалов, мол, поколение, воспитанное на мобильных телефонах и Facebook, не в состоянии одолеть его «Последнюю дуэль» – тяжеловесную историческую драму, длящуюся 2,5 часа. Киноветеран был прав, смотреть ту историю мог лишь истинный киноман. Но зачем он и из гламурного «Дома Gucci», рассчитанного на массы, сделал нечто большее – при этом неповоротливое и непростительно скучное – непонятно.
«Дом Gucci» – не самый плохой фильм Скотта, он даже лучше еще одной его картины, в которой исследуется тема алчности – «Все деньги мира». Но все равно его новая лента не такая саркастичная и изящная, какой продает себя в трейлере. К тому же самые позитивные эмоции вызывают там не рассчитанные на то эпизоды, например, где вдруг запоет фоном Джордж Майкл. Смотреть можно только ради Леди Гаги и красивых мужчин в костюмах. Можно было бы горячо рекомендовать этот фильм для того, чтобы просто отдохнуть после работы, но потратить на это почти три часа не каждый решится.