Вместо рабочих, которые стоят у конвейеров, школы теперь должны обучать людей, способных создавать искусственный интеллект. Чтобы выпускники могли сами ставить задачи и креативно их решать, школы меняют не только методики преподавания, но и архитектуру своих зданий. Как именно трансформация зданий влияет на трансформацию учеников, «Курсив» показывает на примере частных школ Казахстана.
Атриум алматинской частной школы High Tech Academy пронизан светом, который льется из панорамных окон. Солнце через световые колодцы заливает все этажи шести корпусов, спроектированных по подобию финских школ. Детям не тесно в этих стенах. Ребята – кто на бегу, а кто, устроившись в уютной нише, без робости и стеснения приветствуют незнакомцев: Hello!
Свобода, с которой дети ведут себя и общаются, – это не случайность, а результат выбранной системы образования High Tech Academy.
«Задача High Tech Academy – создать среду, которая поможет детям чувствовать себя свободно и находить свой путь развития, – объясняет соучредитель и директор High Tech Academy Татьяна Магамбетова. – Наша конечная цель – стать примером, местом, куда может приехать учитель из любой казахстанской школы, чтобы посмотреть, как можно работать».
High Tech Academy / Илья Ким
High Tech Academy – одна из новых частных школ, которые мы посетили в Алматы, Нур-Султане и Боровом. При всем различии у школ есть общие архитектурные черты – большие открытые пространства с естественным освещением и многофункциональность помещений. Креативная среда помогает выстраивать образовательный процесс так, чтобы из школы выходил человек, способный решать нестандартные задачи.
Как методика вывернула архитектуру
«Когда Тейлор 150 лет назад придумал конвейер для заводов, подобную модель внедрили и в школах. Потребность была простая: за минимум денег обучить максимум людей, чтобы они пошли работать на заводы и фабрики. А для этого нужно было, чтобы они по звонку вставали, по звонку в туалет ходили, по звонку кушали – как рабочие конвейера на фабрике», – описывает Татьяна Магамбетова прежний подход к образованию.
Коробки зданий правильной формы, коридорная система, строгие линии помещений и униформа подсознательно ставят в рамки и обязывают к порядку. Замкнутая система классов и возвышающийся над учениками преподаватель не оставляют сомнений, кто здесь хозяин положения.
Но конвейер уже вышел из строя – успешными сейчас становятся выпускники с уникальной комбинацией навыков, позволяющей решать проблемы на стыке нескольких дисциплин.
А в основе блестящего академического пути лежит well-being – физическое и эмоциональное благополучие, среда, которая избавляет детей от страхов и стрессов. К такому выводу пришли финские эксперты – и вывернули привычную систему образования, а за ней и архитектуру школ наизнанку. Учитель из строгого надзирателя с указкой трансформировался в проводника-наставника, а узкие лабиринты коридоров – в залитые солнцем холлы.
Такой подход стал «прорастать» и в других странах, в том числе и в Казахстане.
Фото: Илья Ким / High Tech Academy
За открытыми дверями
Современная школа похожа на живой организм: ее сердце – это просторный атриум, где пересекаются школьники всех возрастов, чтобы пообщаться, перекусить и провести совместные мероприятия.
Фото: Илья Ким / High Tech Academy
«Открытое пространство дает ощущение простора и в то же время единства, – рассказывает про атриум столичной Quantum STEM School Майя Картабаева, консультант по профориентированию. – Здесь у нас периодически проходит zumba – на большой перемене включаем музыку и все танцуют: и старшеклассники, и малыши, и учителя».
Потребность в открытых пространствах директор по маркетингу Kusto Home (компании, построившей High Tech Academy – «Курсив») Нурсултан Белходжаев объясняет просто: «У детей много энергии, которую сложно сдержать в рамках класса.
В традиционной школе эту задачу учитель должен решать силовыми методами. У нас часть занятий проходит в холлах – ребенок может сидеть или стоять, подойти поближе, отойти подальше, присесть на корточки – у него есть свобода, и энергия находит выход. По сути это гармонизация, адаптация к нормальному поведению ребенка».
Классы High Tech Academy / Илья Ким
Из холла можно заглянуть в любой класс – двери в современных школах либо стеклянные, либо с окнами, чтобы директор или родитель, никого не отвлекая, мог посмотреть, как проходит обучение. Через те же двери взрослые и дети могут видеть, что происходит в холлах. Так ученики чувствуют себя в безопасности: к ним всегда могут прийти на помощь. Так воспитывается культура транспарентности, которая важна не только для маленьких коллективов, но и для целых стран. Именно транспарентное распределение бюджетных денег помогает гражданам контролировать финансовые потоки и строить сильные государства.
Даже стены помогают
Несмотря на просторы, ни один школьный квадратный метр не пропадает зря. В холлах множество конструкций для лазания, уютных мини-пространств, где на переменах устраиваются школьники – по одному или стайками. Это самые популярные места у ребят, соглашаются представители разных школ.
Уютные ниши для отдыха в Tamos Education
В холлах каждой современной школы есть и креативные зоны, где можно найти картины современных художников, портреты известных ученых и исследователей, мотивирующие надписи.
Стены алматинской Tamos Education украшены декоративными панелями из пробковой доски, на которые во время выставок размещают детские рисунки и фотографии. А в интерьер столичной Quantum STEM School органично вписались живые и теплые картины казахстанской художницы Айгерим Карибаевой.
В High Tech Academi и Quantum STEM School на уровне второго-третьего этажей установлены мини-батуты, школьники Tamos Education после уроков играют в напольные шахматы, а старшеклассники школы-пансионата IQanat High School в Боровом – в настольный теннис.
Батут на 3 этаже, Quantum STEM Shool / Аскар Ахметуллин
Мобильное пространство
Сами классы и мебель тоже могут менять свою форму и функционал. Вместо классических громоздких школьных парт – легкие одноместные модули. Такие парты-модули можно использовать отдельно или составить в кружок, чтобы заниматься в группе по четыре-пять человек. Учебное пространство IQNet снабжено мобильными перегородками – с их помощью можно разделить пространство на классы или создать большую аудиторию на время проведения общего экзамена.
IQnet / Аскар Ахметуллин
FabLab – fabrication laboratory – в High Tech Academy наполнена всевозможными инструментами: шуруповертами, отвертками, пилами, лазерными устройствами для резки по фанере. Инструменты нужны не только для того, чтобы дети научились вкручивать шурупы. С их помощью и с помощью знаний по химии, физике и другим предметам школьники должны научиться решать реальные задачи из реального мира. К примеру, создать фильтр, который способен максимально очистить воду в конкретном населенном пункте. Ставить перед собой реальные задачи и самостоятельно находить решения для этих задач – в этом суть проектного обучения (Project Based Learning), которое используют в High Tech Academy. В школе уверены: их выпускники всегда найдут чем заняться, будут знать, как решить любую проблему – от личной до государственной.
Мастерская в Quantum STEM School / Аскар Ахметуллин
Часть сообщества
По вечерам отдельные кластеры современных школ превращаются в комьюнити-центры, где проходит общественная жизнь не только школьников, но и остальных жителей района.
Задача арт-спорт-центра High Tech Academy – покрыть все потребности в занятиях спортом и творчеством для резидентов ближайшего жилого комплекса. Спортивные секции и творческие мастерские родители посещают вместе с детьми или раздельно – на свой выбор.
«В условиях города мы вынуждены много времени проводить вдали от своей семьи – у детей своя жизнь, у родителей своя. Многие пересекаются только на несколько часов, чтобы лечь спать, а утром опять разойтись в разных направлениях. Здесь (в ЖК «Koktobe City» – «Курсив») была идея совместить все в одном – проживание, обучение, творчество и спорт, чтобы больше времени проводить вместе», – рассказывает главный архитектор проекта Алексей Гомер.
Подобную задачу решают и в Tamos Education: семь спортивных залов школы доступны для семей трех тысяч учеников школы и жителей района.
Цена вопроса
Объем инвестиций в частные школы измеряется миллиардами тенге. К примеру, на проект High Tech Academy инвестор Еркин Татишев потратил около 10 млрд тенге, создание школы имени Шокана Уалиханова обошлось основателям – Асель Тасмагамбетовой и Кенесу Ракишеву – в 6 млрд тенге. Но 30–40% этих затрат, по словам представителей школ, ушло на инженерию и техническое оснащение, а расходы на строительство укладываются в рамки стандартного бюджета.
Деревянные конструкции для лазания в алматинской школе имени Шокана Уалиханова
«В отделке фасада у нас применены HPL-панели, которые абсолютно доступны, полы – мармолеум, экологичный родственник линолеума. Остекление и алюминиевый профиль – местного производства. Мы просто постарались сделать красиво и не потратить лишнего, – поясняет Алексей Гомер. – Все архитектурные идеи – пересечение пространств, отсутствие коридоров, высокий процент освещенности, большие витражи – можно реализовать и при ограниченном бюджете, если привлекать грамотных специалистов и использовать ресурсы на все 100%».
«Строить красиво и некрасиво стоит одинаковых денег, но большинство почему-то умудряется выбрать второй вариант», – резюмирует архитектор.