Основатель Bulldozer Group, в которую входят десятки ресторанов по всему миру, российский бизнесмен Александр Орлов имеет большие виды на казахстанский рынок. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией COVID-19 и сохраняющиеся проблемы в мировой экономике, Казахстан, по его мнению, – перспективная локация для новых проектов.
Александр Орлов – ресторатор, основатель холдинга Bulldozer Group и сооснователь сети ресторанов японской кухни «Тануки». Управляет более ста ресторанами в России, Казахстане, ОАЭ, США, Монако, Узбекистане, на Украине и в Гонконге. Среди них – «Хорошая девочка», Manana, Eshak, Cipriani, Gaia, More&More, «Рыба Пила», Zoloto, Toku, Ichu, загородный комплекс Queen Country Club, Virgin Izakaya Bar, Scalini Dubai, Shanghai Me, La Baia, кулинария Orlov&Co. Совместно с Сергеем Светлаковым он основал в Нур-Султане ресторанный комплекс Zoloto – заведение находится в элитном районе столицы и состоит из ресторана, караоке, банкетного зала и летней террасы. По словам Орлова, успеха в бизнесе ему помогает достигать собственная интуиция и опыт. В жизни же самое главное – это постоянно саморазвитие, считает он.
– У Вас в портфеле десятки ресторанов по всему миру, насколько плотно Вы осуществляете над ними личный контроль? Как часто бываете в Казахстане?
– Мне постоянно приходится быть в движении, поскольку рестораны у меня действительно расположены в разных городах и странах. Как правило, больше недели в одном месте я не провожу, и происходит это на протяжении достаточно долгого времени. Я вообще много езжу, особенно в последнее время.
В Казахстане я также стал появляться намного чаще. Связано это с тем, что в следующем году практически одновременно в течение весны и лета мы планируем открыть в Алматы и в Нур-Султане несколько интересных проектов и поэтому собираем команду, занимаемся поиском креативных людей, ремонтируем выбранные нами помещения.
– На что Вы больше делаете ставку – на премиальный сегмент или на массмаркет?
– В моем портфеле есть как премиальные рестораны, так и сетевые рестораны, есть и сетевые рестораны с доставкой, поэтому мы развиваемся везде примерно одинаково, то есть открываем сетевые и концептуальные рестораны, и они закрывают разные ниши, не пересекаясь друг с другом.
Те новые проекты, которые мы открываем в Казахстане – тоже разные. Один из них – это ресторанно-развлекательный комплекс Queen, он откроется на месте бывшего ресторана Palladium по улице Назарбаева в Алматы. Его общая площадь около трех тысяч квадратных метров, и он будет включать в себя сразу четыре концепции в одном – это японский ресторан, караоке, большая концертная площадка и секретный клуб.
Потом мы открываем японско-китайскую концепцию – это ресторан Dragonfly в торговом центре Colibri на Сатпаева. Будет у нас и рыбный ресторан More&More. Четвертый наш проект – это кофейня Blue Cat Coffee. Помимо этого, у нас в Казахстане есть и сетевые проекты. Мы активно развиваем сеть Тануки – открываем два ресторана: один на улице Розыбакиева в Алматы, второй – в Нур-Султане.
– В этих проектах Вы учитываете макроэкономические риски? Ведь курс тенге, а вместе с ним и реальная платежеспособность населения в последнее время снижается.
– Да, конечно, мы учитываем все факторы. Снижение курса национальной валюты – это, конечно, плохо, это порождает инфляцию, но здесь сложно предсказать, как эти процессы будут развиваться. Вроде бы цены на нефть и газ растут, и валюта не должна обесцениваться, но это вопрос все-таки не мне, а к регуляторам.
– У вас здесь есть партнеры?
– Да у нас есть партнеры в Казахстане, которые вместе с нами вкладывают в проекты собственные средства, и мы сами тоже инвестируем, у нас разные варианты сотрудничества. На мой взгляд, на рынке Казахстана самое время активно развиваться, стремиться занять лидирующие позиции. И мы с партнерами нацелены именно на это. Речь идет о достаточно крупных инвестициях в страну. Могу сказать, что на данный момент общий бюджет наших новых проектов в Казахстане составляет порядка $10 миллионов.
– Как Вы придумываете свои проекты? У вас всегда наготове есть план?
– Я никогда не пишу никаких планов, моя задача придумать концепцию, планы потом пишет команда. Практические все ключевые данные я держу в голове. К примеру, я всегда помню примерные цифры относительно того, сколько каждый мой ресторан должен принести в части оборота, прибыли. Что касается новых проектов, то это во многом интуиция, ощущение, что проект выстрелит, у меня появляется тогда, когда я вижу конкретную локацию, в этот момент я четко понимаю, каким должен быть новый концепт. После того, как приходит понимание и ощущение, что концепт будет интересным, и нам интересно будет работать, мы с командой начинаем выстраивать конкретные финансовые модели.
– В своих интервью Вы говорили, что сохранили долю на рынке в России даже в пандемийный год благодаря доставке, как обстоят дела в Казахстане?
– В Казахстане в целом дела у нас обстоят неплохо, просто раньше, скажем так, у меня не было времени, чтобы агрессивно здесь развиваться. Поскольку сейчас наши позиции в других регионах достаточно сильные, мы начали усиленно заниматься развитием проектов в Казахстане. Что касается пандемии, то мне кажется, что в течение ближайшего года проблемы с ковидом должны постепенно закончится, по крайней мере я лично на это надеюсь, и в стране восстановятся все те процессы, которые спокойно протекали в доковидный период.
– На Ваш взгляд, казахстанский рынок отличается от России или других стран?
– Некоторые отличия есть, все-таки Казахстан – в первую очередь Азия, а это многое определяет. Во-первых, это отражается в менталитете, во-вторых, в культуре, определенных традициях, в религии – все вместе это создает определенную атмосферу, которую необходимо учитывать.
Я это хорошо знаю, поскольку в Казахстане бываю регулярно. Люблю Алматы, потому что здесь прекрасная природа, и, самое главное, здесь есть горнолыжный курорт. Это приятный город, где можно полноценно жить и радоваться жизни. Лично мне здесь комфортно. В этот город я приезжаю много лет, бывал здесь в самые разные времена года и зимний сезон, когда открывается горнолыжный курорт Шымбулак, в Алматы мне нравится больше всего.
– А в плане культуры потребления пищи вне дома, Казахстан – это привлекательный рынок?
– Безусловно, здесь сложилась хорошая культура потребления, вошло в традицию выходить куда-то с семьей, друзьями, и думаю этого не изменить даже антиковидными ограничениями или локдаунами. Кроме того, местная публика достаточно платежеспособная, то есть особых отличий Казахстана от других стран в этом смысле нет. Хорошо, когда люди тратят деньги, потому что это стимулирует работу отрасли и экономику страны.
– Вы часто экспериментируете с концепциями и меню, чем определяется Ваш выбор?
– Интуицией, поскольку все концептуальные решения, в основном, я принимаю лично, а потом различные детали и нюансы разрабатывает моя команда. К примеру, если я бываю в какой-то стране и мне в ресторане нравится подача какого-то нового блюда, его внешний вид или вкус, я снимаю все это на видео и отправляю своим шеф-поварам, и они потом все это воспроизводят в наших ресторанах.
– Вы пробовали блюда казахской кухни?
– Да, конечно, и делаю это регулярно в каждой поездке в Казахстан. Могу сказать, что местная кухня мне нравится. Например, люблю бешпармак, друзья специально готовят это блюдо и приглашают меня.
– А вообще реально сделать успешный проект при минимальном бюджете?
– Для того чтобы проект оказался удачным нужно, чтобы сошлись несколько факторов – это и концепция, и локация, и интерьер, но кухня – это ключевой момент. Можно сделать успешный проект, делая ставку только на кухню.