Как в ЗКО исполняют поручение президента по госрегулированию цен

Опубликовано (обновлено )
Эксперты считают, что контролировать стоимость продуктов нереально

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 5 января поручил правительству ввести госрегулирование цен на все виды ГСМ, социально значимые продовольственные товары, а также ввести мораторий на повышение коммунальных тарифов. Рассказываем, как исполняются поручения, на примере Западно-Казахстанской области.

По словам замруководителя управления энергетики и ЖКХ по ЗКО Миржана Нуртазиева, в Уральске с 7 января установлена предельно допустимая розничная цена на сжиженный газ – 60 тенге, в населенных пунктах, расположенных дальше 200 км от областного центра, – 65 тенге.

«Предельно допустимая розничная цена на бензин установлена в 182 тенге на АИ-92, 215 тенге – на АИ-95 и 260 тенге – на межсезонное дизтопливо. Цены на ГСМ, кроме газа, стоимость которых успела вырасти до поручения президента, не снижены, мораторий идет именно на рост цен в течение полугода. Возможно, мы получим дополнительные распоряжения. То же касается и коммунальных услуг – те монополисты, кто поднял тарифы в 2021 году, успели это сделать, остальные же в течение полугода не смогут поднимать цены», – пояснил Нуртазиев.

Чиновник сказал, что в тот период, когда появилось распоряжение о снижении цены на газ, некоторые ресейлеры имели остатки топлива, купленные по прежним ценам, однако добровольно снизили отпускные цены.

В 2021 году все монополисты ЗКО, исключая теплоподающую компанию АО «Жайыктеплоэнерго», подали заявки на повышение тарифа и получили одобрение антимонопольного органа. В среднем стоимость коммунальных услуг возросла на 20%. То же касается и ГСМ, в последний год цена на них выросла: к примеру, на АИ-92 — на 40 тенге за литр. Таким образом, от президентского моратория жители региона могут ожидать отсутствие последующего роста цен.

Что касается продуктов питания, то в Уральске открыли call–центр, куда горожане могут пожаловаться на повышение предельных цен на социально значимые продукты питания, однако предельная цена на них не установлена. В список таких продуктов входят 19 наименований: хлеб, макароны, гречка, рис, картофель, морковь, лук, капуста, сахар, масло, говядина, курица, молоко, кефир, масло сливочное, яйца, соль и творог.

По словам заместителя руководителя областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития по ЗКО Жанны Беккалиевой, чиновники будут проводить мониторинг цен на социальное продовольствие, чтобы торговая надбавка в розничных торговых точках не превышала 15%.

«Установить конкретную фиксированную цену на 19 социально значимых продуктов по нынешнему закону мы не можем. Это сложно из-за разности ассортимента. Когда мы устанавливали предельную розничную цену, скажем, на картофель, это уже создавало определенные сложности, поскольку сорта картофеля разные и закупаются в разных местах», –подчеркнула Беккалиева.

Чиновница отметила, что если ведомство и установит предельные цены на все виды товаров, это повлечет за собой критические последствия в виде дефицита.

«Предприниматели не захотят работать без прибыли или в убыток. По действующему законодательству максимум, который мы можем сделать, – это следить, чтобы не было излишней накрутки на товар. Кроме того, ведется более глобальная работа по субсидированию фермеров и строительству овощехранилищ, но это не даст скорые результаты», –говорит замглавы управления.

Глава ассоциации «Прозрачный тариф» Петр Своик прокомментировал принятые Касым-Жомартом Токаевым меры по улучшению социально-экономической стабильности населения.

«Все поручения, которые президент раздал после митингов, раздавались им и ранее, в рабочем порядке. Но госслужащие были несколько оторваны от реальности, что не могли увидеть тот уровень обнищания населения, который случился, особенно за время пандемии. Собственно, поэтому и произошел всплеск недовольства среди народа», – говорит эксперт.

Своик отмечает, что все рекомендации президента покажут положительный эффект на улучшение благосостояния населения.

«Госрегулирование цен на ГСМ – это очень хорошо, ведь топливо сидит в ценах на все товары. То же касается электроэнергии и других коммунальных услуг. Это хороший способ регуляции цен, однако нужно помнить, что газовикам, нефтяникам и электрикам нужно будет как-то возмещать те убытки, которые они потенциально могут понести», – отметил эксперт.

Он считает, что отсрочка роста цен на 180 дней – это время, в течение которого новое правительство должно будет реформировать рынок топлива и энергетики Казахстана. Если этого не произойдет, отсрочка может стать неэффективной.

«Что касается продуктов питания, то тут, в отличие от ГСМ, государство мало на что способно. Все-таки это свободный рынок. Если зарегулировать цены на продукты, даже где-то возмещая продавцам их убытки, все равно есть риск перехода торговли в черное поле. Максимально, что может государство сделать в качестве краткосрочных мер, – предоставлять бесплатные торговые площади и распродавать стабфонд», – говорит эксперт.

Ранее сообщалось, что в ЗКО за время пандемии коронавируса резко повысились цены на основные продукты питания: на мясо (от 22%), овощи длительного хранения (от 37%), масло (90%), крупы (от 19%). При этом средняя зарплата по региону выросла лишь на 11%.

Читайте также