Как Казахстан пережил коронавирус в 2021 году

Опубликовано (обновлено )
редактор отдела «потребительский рынок»
Рассказываем, что делали чиновники для сдерживания заболеваемости

Появление новых видов мутации вируса, «темно-красная» зона, отставка министра, вакцинация и Ashyq — «Курсив» сделал обзор главных событий второго года пандемии коронавируса SARS-CoV-2.

В 2021 году пандемия COVID-19 в Казахстане вышла на новый уровень. За год, по официальной статистике, было выявлено 842 963 новых случая коронавируса и пневмонии с признаками коронавирусной инфекции. Это в четыре раза больше, чем было зарегистрировано в 2020-м. Общее число больных в стране с начала пандемии перевалило за миллион, а это чуть более 5% всего населения.

Пик заболеваемости, как и в 2020 году, пришелся на лето. Однако отличие этого года в том, что число ежедневно регистрируемых случаев было вчетверо больше. Антирекорд был установлен 6 августа, когда выявили 8 275 новых случаев коронавируса и заболеваний пневмонией с признаками коронавирусной инфекции.

 

Пик смертности также пришелся на летнее время. Вместе с увеличением количественных показателей летом 2021 года незначительно увеличился и процент смертности — с 1,8% до 2,1%. Так, если в пик 2020 года умирал каждый 53 заболевший человек, то летом 2021 — уже каждый 46.

На рост заболеваемости повлияло в том числе и появление новой мутации вируса — дельта-штамма, который был выявлен в стране в июне. Позже, в декабре, был выявлен «дельта плюс», основными симптомами которого являются высокая температура дольше 10 дней, тошнота, а также сухой кашель.

Без ЧС, но с локдаунами

Имея годовой опыт пандемии, власти уже не принимали решения о введении режима чрезвычайной ситуации, как это было в 2020-м. Однако не обошлось без строгих карантинов.

В Казахстане даже появился новый уровень оценки эпидемиологической ситуации — «темно-красная» зона, то есть зона критического уровня риска. Она характеризуется высокой заполняемостью инфекционных коек (свыше 70%) и показателем заполняемости коек более 200 на 100 тыс. населения.

В этой зоне побывали пять городов: Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Атырау и Караганда. В конце июля — начале августа на них приходилось 65% суточной заболеваемости и 55% суточной летальности по стране.

27 июля Межведомственная комиссия (МВК) по нераспространению коронавирусной инфекции приняла решение об ужесточении ограничительных мер. В этих городах была приостановлена деятельность всех предприятий, не участвующих в проекте Ashyq, за исключением центральных госорганов, акиматов, правоохранительных органов, организаций здравоохранения, СМИ, продуктовых магазинов, аптек и организаций жизнеобеспечения. Объекты общественного питания работали только на вынос и доставку

В других регионах Казахстана также вводились строгие ограничения и локдауны выходного дня. В зоне высокого риска по выходным не работал общественный транспорт, ТРЦ, торговые дома, общепит и спортивные объекты. В будние дни часы их работы были сокращены.

По данным научного онлайн-издания ourworldindata.org, Казахстан занял 10-е место в мире по индексу жесткости антиковидной политики. Индекс – это средний балл оценок по шкале от 0 до 100, где 100 – самые строгие меры реагирования. По данным на 20 декабря, Казахстан имеет индекс 71,3. Изменение показателя во времени демонстрирует стабильно высокий уровень строгости эпидограничений в сентябре, июле и феврале 2021 года.

Вакцинация и Ashyq для доступа на работу

В феврале в Казахстане стартовала кампания по вакцинации. Примерно в это же время заработало приложение для отслеживания статуса посетителей общественных мест — Ashyq. Получение прививки от коронавируса предоставило казахстанцам зеленый статус, который, в свою очередь, открывал доступ во многие заведения, включая ТРЦ, караоке и кинотеатры.

Также вакцинация и использование приложения дали возможность бизнесу работать с некоторыми послаблениями. Во многом благодаря таким мерам в 2021 году, в отличие от 2020, удалось не вводить режим ЧС и полностью останавливать работу бизнеса.

В постановлениях главных санитарных врачей стали учитывать наличие Ashyq. Так, например, на заседании МВК 12 июля было принято решение о приостановке работы фитнес-центров, саун, ТЦР, торговых домой и других общественных мест. Однако для участников проекта Ashyq ввели послабления: им разрешили работать в будние дни, хоть и с ограничениями по времени и заполняемости.

Чуть позже, в сентябре, вышло постановление об обязательной вакцинации работников, связанных со сферой услуг. С 6 сентября для сотрудников, не прошедших вакцинацию от коронавирусной инфекции, был ограничен допуск на работу в очном режиме.

Для непривитых работников было введено обязательное ПЦР-тестирование 1 раз в 7 дней (за исключением лиц, имеющих постоянные медицинские противопоказания и переболевших COVID-19 в течение последних трех месяцев). Сообщалось, что бизнес, который не соблюдает это правило, будут штрафовать, однако пока таких случаев не было.

Не обошлось и без скандалов. После введения такой меры стали выявлять случаи покупки поддельных паспортов вакцинации. За год было возбуждено около 200 уголовных дел.

Второй год — третий министр

Еще один немаловажным событием года стала смена руководства Минздрава. За период пандемии главный государственный орган по борьбе с коронавирусом сменил уже двух министров. В конце октября 2020 года был задержан Елжан Биртанов. Прошло больше года, дело еще не завершено. Бывшего главу Минздрава и его заместителя Олжаса Абишева подозревают в злоупотреблении должностными полномочиями путем приемки и ввода в эксплуатацию нерабочей платформы информатизации министерства здравоохранения. Сейчас Биртанов находится под домашним арестом.

В декабре 2021 года ушел в отставку министр, пришедший на смену Биртанова, — Алексей Цой. Он перешел на другую работу — по словам самого Цоя, он намерен развивать здравоохранение в стране через науку и социальные инициативы. Сейчас исполняет обязанности главы минздрава Жандос Буркитбаев.

Под конец 2021 года стало известно о том, что свой пост покидает и еще одна весомая фигура, связанная с борьбой с пандемией, — Жандарбек Бекшин. Главный санитарный врач Алматы, руководитель городского департамента санитарно-эпидемиологического контроля с января 2022 года выходит на пенсию. Исполняющей его обязанности назначили Карлыгаш Абдижаббарову.

Читайте также