Правительство Казахстана, подготовив в предыдущие годы либерализацию оптового рынка сжиженного газа, теперь готово наказать его производителей за повышение цен. В среднесрочной перспективе власти сохранят госрегулирование цен на сжиженный газ, анонсируют реформу топливного рынка и пересмотр акцизов на нефтепродукты. В материале «Курсива» – возможные последствия газовых протестов для казахстанского рынка нефтепродуктов.
Газовые протесты, начавшиеся 2 января в Жанаозене и впоследствии охватившие весь Казахстан, вынудили правительство ввести регулирование розничных цен на сжиженный нефтяной газ (СНГ) сроком на полгода. Решению предшествовало двукратное повышение цен на СНГ в западных регионах страны, где газ является основным видом автомобильного топлива, с 60–65 до 120 тенге за литр. Это произошло одновременно с практически полным (80% от внутреннего потребления) переходом оптовой реализации СНГ на электронные торговые площадки (ЭТП) с 1 января 2022 года (остальные 20% поставляются отдельным промпредприятиям и некоторым потребителям по цене, установленной государством).
Правительство также установило предельные цены на бензин и дизельное топливо на тот же срок. Их стоимость до июля 2022 года останется на уровнях, зафиксированных в начале года: Аи-92 и 93 – 182 тенге за литр, Аи-95 – 215 тенге за литр, ДТ – 230–260 тенге за литр.
Напомним, в марте 2021 года стоимость одного литра Аи-92 составляла 165 тенге в северных регионах, и тогда эти цены были на уровне исторических максимумов дефицитных 2017–2018 годов. Цены на автогаз, в отличие от бензина, сократили более чем в два раза – со 120 до 50–75 тенге за литр в зависимости от региона. Также в стране приостановили электронные торги сжиженным газом до 1 января 2023 года, а оптовые цены, по которым АЗС приобретают СНГ у производителей, установили на уровне 28 тыс. тенге за тонну без НДС (с 1 января по 31 марта 2022 года).
Найти причины
Пытаясь объяснить резкое удорожание автогаза 8 января, антимонопольные власти Казахстана начали расследование в отношении крупнейших производителей СНГ: нацкомпании «КазМунайГаз», ТОО «Petrosun», АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «СП Казгермунай», ТОО «Казахойл Актобе» и ТОО «КазГПЗ». Их подозревают в злоупотреблении доминирующим положением при оптовой продаже СНГ на электронных торгах. По информации Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), фактический монополист, «СНПС-Актобемунайгаз», осуществляющий оптовую реализацию 60% СНГ на внутреннем рынке, завышал цены и продавал автогаз на ЭТП по 127 тыс. тенге за тонну (120% от базовой цены на торгах). Предварительные итоги расследования АЗРК обещает предоставить к концу января.
Напомним, движение в сторону рыночных принципов в торговле СНГ Казахстан начал в 2019 году – тогда на электронных торговых площадках (ЭТП) продавалось 5% от общего объема поставок СНГ на внутренний рынок. В сентябре прошлого года «по рынку» продавалось уже 60% всего объема, а в конце 2021-го – почти 80%. В 2022 году через электронные торги в Казахстане должны были реализовать около 1,2–1,3 млн т (80% от объемов внутреннего рынка) сжиженного газа из расчета, что РК потребляет около 1,6 млн т в год.
Оптовые цены на СНГ на электронных торгах в Казахстане росли также постепенно. По данным Минэнерго, средняя стоимость СНГ на ЭТП в 2020 году сложилась на уровне 62–72 тыс. тенге за тонну, осенью 2021-го – 65–70 тыс. тенге за тонну, а последние торги в декабре 2021 года показали уровни в 110–131 тыс. тенге за тонну. По расчетам ведомства, в результате в конце прошлого года себестоимость СНГ для владельцев АЗС в Мангистауской области сложилась в пределах 137 тыс. тенге за тонну (80 тенге за литр). Продавая один литр автогаза по 100–120 тенге, сетевики «получали маржу в 20–40 тенге или 25–50%», полагают в Минэнерго.
Впереди реформа
Предельные розничные цены на СНГ – экстренная мера. Правительство взяло паузу на полгода, чтобы придумать новое ценообразование на рынке нефтепродуктов. Из планируемых решений – внедрение ценовых пределов на электронных торгах сжиженным газом – об этом сообщил глава АЗРК Серик Жумангарин.
По его словам, правительство не откажется от развития биржевой торговли, но собирается внедрить в нее механизмы «для исключения ценовых манипуляций» во время торгов нефтепродуктами. Подобное ограничение уже использовалось в 2020 году, когда максимальная стоимость СНГ на торгах не могла превышать 70 тыс. тенге (большую часть оптовых объемов СНГ на тот момент продавали вне ЭТП и по регулируемой цене в 37,8 тыс. тенге за тонну).
В более долгосрочной перспективе правительство может предложить реформу не только на рынке сжиженного газа, но всей нефтепереработки и реализации ГСМ. Соответствующее поручение кабинету министров и другим ведомствам президент Казахстана озвучил 11 января. Касым-Жомарт Токаев заявил, что если эта работа не будет проведена, госрегулирование цен на ГСМ сохранится.
Сегодня мы имеем только приблизительные очертания реформы и известно, что власти хотят сократить маржу посредников на рынке нефтепродуктов (прослойка между добывающими компаниями и АЗС).
«В условиях благоприятной конъюнктуры рынка производители бензина и различные посредники получают дополнительные прибыли. Считаю необходимым изымать часть этой маржи в пользу бюджета посредством акцизов. Правительство должно провести соответствующие расчеты», – сказал Токаев 11 января.
Немногим позже, 17 января, Министерство национальной экономики опубликовало соответствующий проект постановления, который предполагает увеличение ставки акцизов на оптовую реализацию для производителей бензина с 24,4 до 38,1 тыс. тенге за тонну и дизельного топлива с 9,3 до 35,7 тыс. тенге за тонну (уплачивают акциз отечественные НПЗ).
Ранее АЗРК уже заявлял, что неконкурентные действия монополистов на рынке нефтепродуктов, особенно бензина и ДТ, «ограничивают прозрачность ценообразования». В Казахстане не все недропользователи имеют возможность напрямую отправлять сырье на заводы, однако они обязаны поставлять его на внутренний рынок. В таком случае посредником между НПЗ и нефтяниками выступают давальцы нефти. Они скупают сырье у добывающих компаний, отправляют его на переработку, а потом реализуют готовые нефтепродукты через АЗС.
По оценке АЗРК, основной объем нефти, предназначенной для внутреннего рынка, приобретают буквально несколько давальцев. Речь идет о вертикально интегрированных CNPC и «КазМунайГазе», которые через аффилированные давальческие компании приобретают 78% всей нефти для переработки (из них CNPC – 56%). Они же реализуют готовые нефтепродукты через связанные с ними ТОО «Sinooil» и АО «КазМунайГаз Аэро». Менее крупное ТОО «Petroleum Operating» покупает еще 8% сырья на рынке, остальные 14% – 36 других давальцев.
В АЗРК считают, что перечисленная тройка компаний занимает монопольное положение на рынке и получает маржу до 25% (маржа остальных давальцев – 10%). При этом антимонопольное ведомство не уточняет, учитывает ли данная маржинальность расходы на процессинг нефти, транспортировку готовых нефтепродуктов и другие операционные издержки упомянутых компаний. Для решения проблемы в Казахстане неоднократно предлагалось изменить схему переработки нефти – дать возможность НПЗ самостоятельно покупать сырье и продавать готовые нефтепродукты или позволить мелким и средним недропользователям напрямую выходить на нефтепереработку, минуя посредников.
По словам источника «Курсива», Минэнерго РК уже использует административный ресурс и убеждает владельцев нефтепродуктов продавать топливо напрямую АЗС, а не через аффилированных посредников (которые имеют свою маржу от перепродажи).