Как выбрать и носить водолазку

Опубликовано (обновлено )
И быть похожим на Стива Джобса, а не на Женю Лукашина

До того, как водолазку надел Стив Джобс и она стала символом успеха и гениальности, ее носили Кларк Гейбл, Энди Уорхол, The Beatles, Владимир Высоцкий и Элвис Пресли. И тогда она была символом свободы и протеста против условностей.

Мы не знаем, какой из этих вариантов вам ближе, но точно знаем другое: водолазка в мужском гардеробе должна быть, особенно в феврале, когда погода так и норовит обмануть обещанием скорой весны. Объясняем, зачем и какая именно водолазка нужна в этом непростом сезоне.

В скафандр лучше без шарфа

Вопрос «зачем» тесно связан с официальной версией появления свитера с высоким горлом – производственной необходимостью. Считается, что эту модель одежды разработали в конце XIX века специально для водолазов, чтобы защитить их шеи от холодного металла скафандров. Потом к ним присоединились летчики и автогонщики, которым тоже хотелось уберечь горло, не используя при этом никаких дополнительных предметов одежды – то есть шарфов.

В этом, кстати, заключается одна из главных особенностей водолазки – она избавила мужчин от как минимум двух излишних подробностей в гардеробе: шарфов и галстуков. Но если с шарфами разобрались уже первые «носители» водолазок, то противостояние с галстуками возникнет только в XX веке. Опять же, самая известная версия: первым надел водолазку «на выход», а не как часть профессиональной экипировки, пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон – тот самый, для которого Cartier сделал первые наручные часы, о чем свидетельствует название коллекции, существующей и сегодня – Santos de Cartier.

Знаменитый летчик-испытатель был звездой Парижа начала XX века, ему подражали даже в манере одеваться. Понятно, что его появление в водолазке, надетой под пиджак, а не под кожаную куртку авиатора, произвело большое впечатление. И запомнилось. Правда, скорее как исключение, а не как правило: до того момента, когда свитер с высоким горлом перестанет шокировать публику на светских мероприятиях (сегодня тонкую водолазку надевают даже под смокинг) было еще далеко.

Свитер со смыслом

В 1920-х годах свитер с высоким воротником будет носить «на людях» известный английский драматург Ноэл Кауард – и, наверное, именно тогда начнется история водолазки как атрибута богемы, а потом и символа бунта против условностей. Кларк Гейбл, Стив Маккуин, Мишель Фуко, Элвис Пресли, Мик Джаггер, Дэвид Боуи, участники группы The Beatles – благодаря им водолазка не просто поднялась на пик своей популярности: она стала одеждой со смыслом.

Джон Леннон даже наденет водолазку на собственную свадьбу (в 1969 году): правда, все-таки белую. Через год после него в водолазке отправится в ЗАГС Владимир Высоцкий – впрочем, к этому времени свитер с высоким воротником был для знаменитого артиста чем-то вроде униформы. Водолазка, джинсы и кожаная куртка – «аутфит» советского интеллигента, от профессора до музыканта: и в этом тоже был свой смысл. Наверное, не в костюме и галстуке, а в джинсе и водолазке думалось по-другому – даже в СССР. А может быть, и прежде всего – в СССР.

Мировой бум водолазок достигнет своего пика в 1970-х годах, причем это касается как мужских, так и женских моделей. К этому времени свитер с высоким воротником сильно «политизируется»: он становится символом феминистского движения, его носят политические активистки, борцы с расовой дискриминацией и др.

Религия черной водолазки

В последующие 30 лет водолазка окончательно займет свое место в гардеробах и на какое-то время даже перестанет быть «одеждой со смыслом». Свитер разной степени плотности, из различных материалов носили и носят все, от принцев и принцесс до студентов и студенток. Но, как покажет время, это была лишь пауза в «философской» (или идеологической?) истории водолазки: на изломе двух веков в ней появится сооснователь компании Apple Стив Джобс – и в «биографии» простого черного свитера начнется новый этап. Его даже вынесут в название книги – «Стив Джобс. Религия черной водолазки».

Как известно, Стив Джобс носил одинаковые водолазки, джинсы и кроссовки исключительно из практических соображений: ему не хотелось каждый день тратить время на такие глупости, как выбор одежды. Так появилась знаменитая униформа Стива Джобса, за которой стояло не пренебрежение условностями, как у богемы 1960-х, а жизненная философия: он хотел успеть.

Этот посыл был таким же четким и ярким, как гениальные презентации Стива Джобса – и его «считали» мгновенно. Миллионы технарей по всему миру оделись в ту же «форму», черная водолазка снова стала символом – но теперь это был символ интеллекта и силы личности.

Его даже пытались подделывать: именно так после скандала с основательницей компании Theranos Элизабет Холмс мировые СМИ назвали ее манеру одеваться «под Стива Джобса», то есть появляться на публике только в черной водолазке. К слову, на недавнем суде над Холмс и ее партнером Рамешем Балвани Элизабет была в белой блузке под строгим жакетом – магия черной водолазки больше не работает? Возможно – в ее случае. Но этот самый случай не умаляет подлинных достоинств свитера с высоким горлом: как практических, так и смысловых. И каждый подходящий сезон мужские бренды и журналы, ориентированные на ту же публику, рекомендуют своей аудитории водолазку как предмет первой необходимости.

За что боролись

Этот сезон не стал исключением. Равно, кстати, как и следующий, несмотря на то, что весна. Не лукавя по поводу «трендов» (все уже поняли: тренд на водолазки в мужской моде незыблем и вечен), дизайнеры и стилисты напоминают, как нужно носить свитер с высоким горлом, чтобы вызывать ассоциации с Джоном Ленноном, Стивом Джобсом, Владимиром Высоцким (нужное подчеркнуть), а не с героем ситкома.

Вариант, ставший классикой: водолазка с пиджаком. Так ее носили еще (или уже?) наши папы и The Beatles. Сегодня в таком виде любят появляться актеры Райан Гослинг и Уилл Смит – последний, к слову, надевает водолазку даже с костюмом-тройкой. Но это, пожалуй, перебор.

Манжеты водолазки должны на пару-тройку сантиметров выглядывать из рукавов пиджака, так же, как и манжеты рубашки. Но если рубашку заправляют в брюки, то водолазку – нет.

Да, и еще: лучше всего с пиджаками смотрятся тонкие темные водолазки. А вот с белыми рис­ковать не стоит, даже если ваша бабушка была поклонницей актера Андрея Миронова в фильме «Бриллиантовая рука».

Рубашка поверх водолазки. Неоднозначный вариант родом из 1970-х. То есть хиппи, многослойность, я надену все (и не обязательно лучшее) сразу. Если уж очень хочется попробовать, помните правило: рубашка должна быть ощутимо плотнее водолазки. Деним, плотный хлопок, а еще лучше – фланель. В крупную клетку. Получится очень модный в прошлом году «эффект лесоруба».

Кстати, то же самое относится к варианту «водолазка под кардиган». Можно, но хорошо получается далеко не у всех. Если среди ваших предков не было английских помещиков или итальянских модников – возможно, стоит обратиться к стилисту.

Наконец, самый беспроигрышный и лучший вариант для предстоящего межсезонья: водолазка под куртку (помним про пионеров авиации), плащ или пальто. Такие образы особенно удаются актеру Роберту Паттинсону, и именно так одеваются теплой зимой – холодной весной и позже не только герои стритстайла модных столиц, но и вполне себе серьезные мужчины.

Кстати, о серьезных мужчинах: один из лучших советских мужских образов с водолазкой – это актер Олег Даль в фильме «Золотая мина» (а вовсе не Женя Лукашин из «Иронии судьбы…», как, возможно, кто-то подумал). Актер носит черный свитер с голубой джинсовой курткой – очень в духе 1970-х, которые, снова и по-прежнему, в моде.

И, самое главное. Из серии «за что боролись». Благодаря многим из вышеперечисленных личностей и великому дизайнеру Иву Сен-Лорану (вот кому по-настоящему шла водолазка) свитер с высоким воротом стал привычной частью не только casual, но и бизнес-образов. «Вместо рубашки с галстуком вам нужна водолазка» – регулярно пишут модные журналы. А иногда – о ужас! – и вместо галстука-бабочки. Впрочем, почему – ужас? Водолазку так давно «выгуливают» на светских мероприятиях, что тонкий черный свитер под смокинг успел стать новой классикой.

Читайте также