Казахстанский трейдер арестован по подозрению в манипуляциях на рынке ЦБ
Специализированный межрайонный следственный суд Алматы арестовал на два месяца алматинца Олжаса Ашикбаева, который подозревается в биржевых манипуляциях. Ущерб от его действий составил несколько миллионов долларов. Уголовное дело было возбуждено в ноябре прошлого года по ст. 190 УК РК («Мошенничество»). Данная статья предусматривает санкции как в виде штрафов, так и в виде лишения свободы до семи лет.
Напомним, дело против господина Ашикбаева расследуется по заявлению брокера FFIN Brokerage Services Inc. Расследование ведет отдел по особо важным делам алматинского департамента полиции.
По словам юриста компании Александра Камендровского, внимание на подозрительные действия одного из клиентов обратили сами сотрудники брокера. Проанализировав их, специалисты пришли к выводу, что это похоже на распространенный за рубежом, но редкий пока в Казахстане вид мошенничества в виде манипулирования на рынке ценных бумаг. Они предупредили сотрудников службы безопасности, которые некоторое время наблюдали за действиями клиента. Убедившись, что совершаемые операции подходят под определение «манипулирование рынком», они приостановили выплаты по данным сделкам до прояснения ситуации и обратились в правоохранительные органы, одновременно заблокировав большую часть средств на счетах клиента.
По словам господина Камендровского, подозреваемый Ашикбаев, находясь в Казахстане, влиял на действия торгового алгоритма маркетмейкера на бирже, манипулируя ценой: якобы он выступал продавцом и покупателем ценных бумаг одновременно, что является порочной практикой во всех странах мира. Торговый алгоритм маркетмейкера – это программа, которая автоматически выставляет заявки как на покупку, так и на продажу акций на бирже.
«Совершая сделки на небольшие суммы со своих разных счетов, фигурант дела создавал активность с акциями малоизвестных компаний, обращающихся на организованном биржевом рынке в США, вводя в заблуждение торговых роботов и алгоритмы маркет-мейкинга, которые заключали сделки с клиентом на крупные суммы на основании искаженной клиентом рыночной информации по ценам, которые не сложились бы на рынке без целенаправленных злоупотреблений клиента компании. Закон США о фондовых биржах определяет манипулирование рынком как «транзакции, которые создают искусственную цену или поддерживают искусственную цену для торгуемых ценных бумаг»», — подчеркнул юрист.
По его словам, в расследуемом уголовном деле фигурируют еще несколько человек. Эти люди предположительно предоставили Ашикбаеву свои логины и пароли для входа в систему и торговле на рынке ценных бумаг, что запрещено регламентом брокера. Речь может идти о тысячах сделок с акциями малоликвидных компаний, заключенных в периоды до официального открытия или после закрытия основной торговой сессии в США. Зачастую между подобными сделками проходило несколько десятков секунд, а цены изменялись на 5–10%, возвращаясь на исходные уровни сразу после совершения манипуляций.
«Подобная деятельность классифицируется международным и национальным законодательствами РК как манипулирование», – добавил Александр Камендровский.
По данным юриста, дело потребовало широкого международного сотрудничества, и сейчас следствие уже обладает всей картиной произошедшего и изучает причастность всех участников группы к другим похожим эпизодам. Кроме того, следствие проверяет возможную причастность к преступлению еще ряда лиц, и в случае, если эти подозрения подтвердятся, они так же могут стать фигурантами данного уголовного дела.
«Детальное и принципиальное расследование этого дела — вопрос сохранения доверия к нашей юрисдикции со стороны международных регуляторов и крупных иностранных финансовых организаций, в котором заинтересован любой казахстанец, который хочет иметь беспрепятственный доступ к торговле иностранными ценными бумагами», — отметил господин Камендровский.
Обман торговых алгоритмов может обрушить не только одну акцию, порой мошенники тянут на дно даже самые крупные в мире индексы. Один из самых известных кейсов, связанных с обманом торговых алгоритмов, случился в мае 2010 года, в ходе так называемого Flash Crash – молниеносного крушения на американском рынке. Обвал индексов продолжался 36 минут, капитализация фондового рынка США в итоге снизилась на $1 трлн. Ключевую роль в этом крахе сыграл высокочастотный трейдер Навиндер Сингх Сарао. Сарао использовал специальное программное обеспечение, чтобы обмануть высокочастотных ботов, торгующих на Чикагской товарной бирже. Бот Сарао размещал тысячи предложений о покупке и спустя несколько миллисекунд отменял их, тем самым искусственно разгоняя спрос на различные активы. Такая техника манипулирования рынком известна как «спуфинг». В 2015 году Сарао был арестован, в 2016-м признал вину и обязался заплатить $750 тыс. в качестве залога, чтобы выйти из тюрьмы под домашний арест, а также вернуть деньги, заработанные в результате манипулирования ценами, – $12,8 млн.
По данным Deloitte, за 2019 год мировые регуляторы наложили штрафы на сумму около $1,78 млрд по 160 инцидентам с манипуляциями в США, Великобритании и нескольких странах Азиатско-Тихоокеанского региона. «В 2020 году тренд продолжился; пандемия дала возможность для правонарушений и манипуляций на фондовых рынках из-за повсеместного перехода на удаленную работу и динамичные условия на рынках, связанные с увеличением объемов торгов и волатильностью», – говорят аналитики Deloitte.
Манипуляции на фондовых рынках – это серьезное преступление во многих развитых странах, расследуют которые специальные организации. В США за такие преступления дают до 20 лет тюрьмы. Надзор на рынке ценных бумаг США осуществляют два органа – Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC). CFTC следит за работой Чикагской товарной биржи, Зерновой биржи Миннеаполиса и других товарных бирж, а SEC занимается контролем и надзором на рынках капитала.
За манипулирование рынком в США может грозить как административная, так и уголовная ответственность. Например, CFTC может ограничиться как административными мерами вроде отзыва лицензии участника или наложения штрафа в размере $100 тыс. за одно нарушение, так и передать дело в Министерство юстиции, где правонарушение будет рассматриваться уже как тяжкое преступление. И тогда наказание за манипулирование ценами на рынке может повлечь за собой штраф в $1 млн для компаний и $500 тыс. для физлиц, а также лишение свободы на срок до пяти лет.