Кто приехал в казахстанские отели вместо иностранных бизнесменов

Опубликовано (обновлено )
Редактор отдела "Недвижимость"
Рассказываем, как были заполнены гостиницы в 2019-2021 годах

Средняя заполняемость казахстанских гостиниц остается на низком уровне – 21,4%. Лишь отдельным отелям удается загрузить более половины номеров. В 2020–2021 годах поддержкой для них стали внутренний туризм и… карантинные требования.

За два года пандемии порт­рет туристов, исследующих Казахстан, изменился до неузнаваемости. В 2019 году иностранные туристы составляли 56% всех путешественников внутри страны, а среди них, кроме представителей стран СНГ, были гости из Юго-Восточной Азии (9%) и Западной Европы (5%). В 2021-м лишь каждый пятый на туристических объектах страны – иностранец, причем более 80% из них – жители СНГ, а визитеров из Китая, Индии и европейских стран сменили гости из Турции (8%).

«Запросы на поездки в Казахстан из Западной Европы есть, но для ряда стран все еще нужно разрешение МВК (межведомственной комиссии – «Курсив»), и это серьезное препятствие для туристов», – делится наблюдения­ми гид Атрау Тажутов, более 20 лет работающий с англоязычными и франкоязычными путешественниками.

Уменьшение доли иностранцев отразилось на загрузке отелей – и без того невысокая заполняемость снизилась с 24% по итогам трех кварталов 2019 года до 17,3% в среднем по стране за три квартала 2020-го. Но в 2021 году отечественным отелям частично удалось восстановить загрузку – в среднем до 21,4% по итогам трех кварталов. В основном, за счет привлечения внутренних туристов в топовые туристические дестинации страны и размещения в отелях вахтовиков на карантин.

Где туристам жить хорошо

Быстрее всего приходят в себя отели в регионах, которые страна развивает как приоритетные туристические направления – в Туркестанской области, Алматинском горном кластере, Мангистау.

Новые отели Туркестана пока наращивают загрузку – за год (с III квартала 2020-го по III квартал 2021-го) она выросла на 8%, в среднем до 26,6%, и превзошла показатели допандемийного 2019-го (+6,1%). Неплохую заполняемость показывают гостиницы Шымкента. В отелях высшей категории она составляет 37,7% (+5,9% с 2019 года), а два «четырехзвездника» с очень умеренной средней ценой – 9 тыс. тенге в сутки – в 2021 году были «забиты под завязку» – на рекордные 76,8% (+24,8% с 2019 года).

«Поток увеличился за счет казахстанских туристов, в основном из Алматы. Едут смотреть пещеру Акмечеть, мавзолей Ясави и каньон Аксу», – рассказывает историк и краевед Ислам Калани, проводящий авторские туры в окрестностях Шымкента и Туркестана.

Хорошая динамика загрузки отелей Алматинского горного кластера, причем не в мегаполисе, а в Алматинской области. Здесь показатели 2021 года превысили допандемийные. Основные бенефициары усилившегося турпотока – гостиницы высших категорий. Пятизвездочные отели Алматинской области в 2021 году были заполнены на 59,6%, а четырехзвездочные – на 72,8%.
И это несмотря на то, что средняя цена в четырехзвездочных отелях области зафиксирована на отметке 41,7 тыс. тенге за место в сутки, то есть почти в пять раз выше ценника шымкентских отелей того же уровня.

Средняя заполняемость гостиниц 4–5* в Алматы уступает областным местам размещения туристов – 35–37% по итогам трех кварталов 2021 года. Это все еще на 10–15% ниже средних значений 2019 года.

«Если раньше алматинские отели ориентировались на деловых туристов, приезжавших на конференции, то в 2021 году ситуация изменилась. В отелях все чаще стали останавливаться семейные казахстанцы из других регионов, приехавшие на отдых. Многие предпочитали останавливаться в отелях Алматинской области», – поясняет менеджер Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР) Татьяна Ходоровская.

Новому центру притяжения туристов – прикаспийскому Мангистау – тоже удалось не только сохранить, но и превысить допандемийные показатели загрузки отелей. Со средних 19% в 2019 году они выросли до 24,7% в 2021-м. А отели высшей категории смогли восстановить заполняемость до уровня 2019 года – 48–49%. Представители КАГиР связывают это с открытием в 2020 году и высокой заполняемостью курортного all inclusive отеля Rixos Water World Aktau. На довольно высоком для пандемии уровне – 42,7% – в 2021 году была загрузка и в единственном отеле 4*, отслеживаемом Бюро нацстатистики (БНС) в Мангистау.

Но теснее всего было в мангистауских отелях категории 2*, где средняя загрузка составила 61,9%. Росту популярности этих гостиниц способствовал «мутировавший» деловой туризм.

Новый штамм бизнес-туризма

Казахстанская статистика свидетельствует, что число бизнес-постояльцев в 2020 году стало в два раза меньше, чем в 2019-м. В 2021-м бизнес-путешествия частично восстановились (80% от уровня 2019 года). При этом количество иностранцев среди предпринимателей сократилось почти в три раза – с 10,6% в 2019 году до 3,9% в 2021-м.

Участники отечественного рынка поясняют: место международных деловых визитеров в 2020–2021 годах заняли казахстанские бизнесмены, а также сотрудники добывающих компаний, работающие вахтовым методом.

«Мы наблюдали, что бóльшую часть гостей в отелях в 2020 году составили вахтовики, которые были вынуждены находиться на карантине в ожидании результатов ПЦР-тестов», – рассказывает исполнительный директор бизнес-тревел-агентства International Travel plus Оксана Тихонова.

В отелях горнодобывающих регионов страны – Атырауской, Кызылординской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей – от 55 до 87% постояльцев останавливались с деловыми целями.

Но все же первоклассные оте­ли Нур-Султана не остались без своих традиционных гостей – бизнесменов. Однако география путешествующих по работе существенно сузилась. Если до пандемии в страну без виз въезжали граждане 57 стран, то в 2020–2021 годах, когда действие безвизового режима было приостановлено, гостями отелей в основном были казахстанцы и редкие россияне. Дополнительным препятствием стал запрет на пересечение наземных границ с соседними странами (Кыргызстаном, Узбекистаном, Россией).

«Наша целевая аудитория – бизнесмены, и портрет наших гостей по сравнению с 2020 годом не изменился. Пандемия повлияла на то, откуда наш гость. В 2021 году основной поток составляли внутренние туристы из Алматы, Атырау, Актау, Шымкента и других городов Казахстана. Также незначительная доля гостей приходится на Москву, что обусловлено наличием прямых рейсов и тесных отношений в бизнес-секторе двух стран», – подтверждает директор отдела продаж и маркетинга The Ritz-Carlton, Astana Галия Билданова.

«Проанализировав статистику по проживанию гостей в период с 2019 по 2021 год, мы можем выделить топ-3 страны, откуда были наши посетители. Это Россия, Турция и Казахстан», – добавляет PR-менеджер отеля Rixos President Astana Алина Токбергенова.

Черный лебедь отпугнул визитеров

По словам Татьяны Ходоровской, подъем заполняемости отелей начался во второй половине 2021 года – с сентября до декабря, когда страны стали возобновлять авиасообщение. И часть положительной динамики еще не отразилась в статистике БНС (данные за IV квартал будут доступны только в конце марта).

Но январские события в Казахстане отпугнули иностранных туристов. «В декабре шел подъем, люди планировали приехать отдохнуть, и на январь прогнозировалась хорошая загрузка, несмотря на то, что это традиционно низкий сезон. Многие туристы из СНГ отказывались от броней в отелях на январь-февраль. Отели в январе пустовали – в некоторых было занято всего по два-три номера», – поясняет Ходоровская.

Безопасность и простота въезда в страну – одни из самых важных критериев для иностранных туристов при выборе направления, отмечают в КАГиР. И теперь Казахстану предстоит вновь заслужить доверие туристов, чтобы восстановить отрасль гостеприимства.

«Мы надеемся, что активность в стране восстановится вместе с постепенной отменой строгих карантинных мер. С 1 января восстановлено действие безвизового режима въезда для граждан большинства стран, что позволит нам увеличить загрузку и поток гостей в столицу Казахстана. Откроются новые направления, которые также позволят улучшить ситуацию», – подчеркивает Галия Билданова.

«Сейчас в отелях разрешили проводить конференции и другие деловые мероприятия. Скорее всего, это поможет возобновить хотя бы поток внутренних туристов. Важно, чтобы сейчас в стране было спокойно и безопасно», – резюмирует Ходоровская.

Читайте также