Опрошенные Kursiv.kz эксперты отметили, что возможное вторжение России в Украину окажет на Казахстан негативное влияние. Депутат мажилиса парламента, политолог Айдос Сарым скептически относится к возможности боевых действий.
По его мнению, Россия не пойдет на военное решение конфликта на юго-востоке Украины.
«У меня есть друзья, украинские политологи, коллеги, которые говорят: если такое (вторжение РФ в Украину. – «Курсив») случится, то мы просто сделаем все, чтобы количество потерь россиян заставило Россию вывести войска, как в случае с Чечней и так далее. Украинцы, вы знаете, очень гордый, очень упертый народ, и если такое случится, то это прежде всего для России будет катастрофа», — рассказал депутат мажилиса парламента Айдос Сарым.
Политолог в пример привел две чеченские войны.
«Вроде бы, казалось, один миллион чеченцев, а здесь вся Россия со всей мощью, численным и прочим перевесом, но когда идут гробы, общественное мнение меняется очень быстро. Поэтому, я думаю, там идиотов нет, а все эти телодвижения связаны с политическими торгами, попыткой снова стать таким контрагентом в отношении к Западу», — сказал он.
Айдос Сарым полагает, что муссирование информации о возможном российском вторжении в Украину может позволить убрать акценты с Крыма.
«Возможно, (идет. – «Курсив») смена акцента с Крыма в целом на войну. Ну, что лучше – война или где-то через 15–20 лет в итоге тихо признаете Крым российским? Возможно, какой-то такой элемент идет, судя по интенциям, которые раздаются. Опять же это для внутренней мобилизации очень активно используют и украинцы, и россияне. Посмотрите украинское телевидение и российское. Кто под шумок какие вопросы решает, и многое становится понятно», — сказал он.
Вместе с тем, если такое вторжение все же случится, то это окажет, считает он, негативное влияние на Казахстан с учетом того, что РФ является одним из крупнейших торговых партнеров республики.
«Тем более, мы понимаем, что значительная часть нашего экспорта проходит через Россию, начиная от нефти и так далее. Эти вещи тоже будут сказываться. Украина тоже важный партнер, может быть, не такие большие деньги в сравнении с товарооборотом с Россией, но тоже достаточно весомые. Надо понимать, что все эти вещи будут негативно сказываться на деловой активности, на нервозности, других вещах», — сказал он.
Военный сценарий может привести, в частности, к необходимости облета самолетами определенных районов и, соответственно, удорожанию стоимости перелетов. Кроме того, негативный эффект может наблюдаться в целом в совместных проектах.
«Поскольку мы находимся в одном пространстве, в Евразийском экономическом союзе, то будет вызывать (влияние на Казахстан. – «Курсив»). Если ты российский предприниматель, а у тебя здесь (в Казахстане. – «Курсив») совместное предприятие, то ты либо будешь менять юрисдикцию, либо к любым твоим транзакциям, которые будут происходить, скажем, в западном пространстве, будут относиться с большим подозрением, задерживать, и в этом смысле, конечно, это может сказаться», — сказал он.
Айдос Сарым также сомневается в том, что Казахстан направит свой контингент в рамках ОДКБ.
«Мы у украинцев Крым не отбирали, слава Богу, и контингент в Донбасс не отправляли… Когда был конфликт Азербайджана с Арменией, я говорил, что Казахстан ни в коем случае не отправит свой контингент туда», — резюмировал он.
Экономист Магбат Спанов полагает, что боевые действия между Россией и Украиной могут очень негативно сказаться на Казахстане.
«Конечно, если допускать гипотетическую ситуацию, связанную с боевыми действиями между Украиной и Россией, то, естественно, это очень негативно скажется и на Казахстане. Россия для Казахстана является одним из важнейших экономических партнеров, товарооборот превышает несколько десятков миллиардов долларов. Соответственно, если это произойдет, то для Казахстана это будет достаточно негативно», — сказал он.
Что касается возможности участия казахстанского контингента в рамках ОДКБ, то тут, по его словам, все будет зависеть от места боевых действий.
«Конечно, если допускать гипотетическую ситуацию, связанную с боевыми действиями между Украиной и Россией, то, естественно, это очень негативно скажется и на Казахстане. Россия для Казахстана является одним из важнейших экономических партнеров, товарооборот превышает несколько десятков миллиардов долларов. Соответственно, если это произойдет, то для Казахстана это будет достаточно негативно. Здесь вопрос в том, что если это будут боевые действия на территории Украины, то Казахстан ни в коем случае не должен принимать участие. Если Украина перейдет границу России, тогда да, тогда вполне возможно будет задействован механизм ОДКБ о защите. Тогда Казахстан будет вынужден принимать участие в этом мероприятии», — сказал Магбат Спанов.
Между тем политолог Марат Шибутов 15 февраля в своем телеграмм-канале сообщил, что «никакого вторжения завтра не будет, да и послезавтра тоже».
«Владимир Путин не тот человек, который будет бомбить Киев, — это уже понятно с 2014 года. Был бы президентом Дмитрий Медведев, конечно, другое дело, но тогда бы все в 2014 году и закончилось… Медийное нагнетание ситуации очень выгодно в переговорах, но к реальности оно отношения не имеет. Сейчас просто идет торг между Россией и НАТО, в котором хороши любые аргументы», — заявил он.
Госдеп США, а также западные СМИ неоднократно сообщали о планируемом вторжении РФ в Украину. Министерства иностранных дел разных стран заявляли о необходимости эвакуации из Украины не только сотрудников посольств и членов их семей, но и простых сограждан.
14 марта 2014 года в Автономной Республике Крым (Украина) прошел референдум, по результатам которого автономная республика присоединилась к РФ. Однако Украина, страны Европы и Запада рассматривают эти события как аннексию Крыма Российской Федерацией. МИД Казахстана, который с момента обретения независимости неоднократно придерживался принципа многовекторности, не признав, к примеру, независимость Южной Осетии и Абхазии, в своем заявлении 18 марта 2014 года отнесся с «пониманием» к решению РФ в «сложившихся условиях», восприняв крымский референдум как «свободное волеизъявление населения этой Автономной Республики».
Напомним, президент Касым-Жомарт Токаев в интервью DW в 2019 году сообщил, что не считает присоединение Крыма к РФ аннексией. «Во-первых, мы не называем то, что произошло в Крыму, аннексией. Что произошло, то произошло. Аннексия – это слишком тяжелое слово применительно к Крыму. Во-вторых, никакого страха, как вы говорите, не было, поскольку у нас, как я уже сказал, абсолютно доверительные, добрососедские отношения с Российской Федерацией. Изначально мы верили в мудрость, порядочность российского руководства», — говорил Касым-Жомарт Токаев.