Малые электростанции в регионах Казахстана несут убытки из-за ограничений на поставку электроэнергии майнинговым компаниям. Именно они являются одними из немногих покупателей электроэнергии, и без них станции не могут получить деньги для ремонта и модернизации оборудования, значительная часть которого работает с советских времен. В Национальной палате предпринимателей тем временем заявляют: 70–80% всех «белых» майнеров полностью отключены от электроэнергии, а ограничения продлевают до 15 марта.
Редкий покупатель
28 февраля руководители нескольких электростанций из регионов Казахстана выступили на пресс-конференции в Нур-Султане. Они рассказали, как ограничения на поставку электричества майнинговым фермам негативно сказываются на их работе. Благодаря майнерам электростанции могли загрузить свои мощности и получать деньги, нужные для инвестиций в собственное производство.
Марина Балашова возглавляет компанию «Батыс Пауэр» из Западно-Казахстанской области, которая управляет электростанцией мощностью 100 мегаватт в селе Белес. По ее словам, с самого запуска были проблемы с ее загрузкой, при этом со стороны сетевого оператора – государственной компании KEGOC – «не было никаких движений, чтобы оказать какую-то помощь».
«Более пяти лет станция работала на неполной загрузке, а это влияние на оборудование. Мы искали платежеспособного потребителя и нашли майнинговую компанию. Все технические условия для поставки энергии были согласованы, и в 2021 году станция вышла более-менее на номинальную нагрузку», – рассказала Марина Балашова.
Но в последнее время, говорит она, начались проблемы. Хотя майнеры – покупатели энергии – работают официально и входят в реестр компаний по этому виду деятельности, поступают команды ограничивать поставки энергии вплоть до нуля. Так называемый технологический минимум станции, то есть минимальная загрузка, при которой она может работать, составляет 20 мегаватт. Но последняя команда от диспетчера сетевого оператора, говорит Марина Балашова, была снизить загрузку до 17 мегаватт. «Это значит, что ее нужно было просто отключить», – отмечает гендиректор станции.
При этом на другие направления по сети не поставленная майнерам энергия не поставлялась. Это говорит о том, что в местной энергосистеме нет ни дефицита, ни аварий, подчеркивает Балашова. В итоге станция не получает загрузку и прибыль для своей работы.
«Если так продолжится, то встает вопрос существования самой станции», – считает гендиректор «Батыс Пауэр».
В сложной ситуации оказалась теплоэлектроцентраль из Восточно-Казахстанской области. АО «Риддер ТЭЦ» обеспечивает теплом и электричеством жителей 60-тысячного города Риддера. При этом тепловую энергию потребляют горожане, остальные потребители – электрическую.
«Среди потребителей электроэнергии у нас только «Казцинк» и дата-центр, с которым мы заключили договор в 2021 году. Мы это сделали потому, что «Казцинк» не выкупает весь объем электроэнергии. В городе нет дефицита электроэнергии, у нас, наоборот, профицит», – рассказывает президент ТЭЦ Олеся Имашева.
С начала 2021 года в компанию стали поступать команды об отключении от сети определенных потребителей, а именно – майнеров. При этом техусловия для дата-центра были согласованы самим KEGOC, и он готов покупать электроэнергию по предельным тарифам.
«Дата-центр использует 70% электроэнергии ТЭЦ по предельному тарифу, который составляет около 15 тенге. В сетевом операторе нам сказали, что если ТЭЦ не отключит этого потребителя от сети, то будет сам отключен от национальной электрической сети», – говорит Олеся Имашева.
Деньги для ремонтов
На деньги, полученные от продажи майнерам энергии, планировалось провести ремонт оборудования риддерской ТЭЦ впервые с 1950-х годов. Но если станция потеряет потребителя в лице майнеров, то не сможет это сделать.
«Последствия команд KEGOC (по отключению майнеров. – авт.) означают следующее: мы отключаем потребителя в лице дата-центра и остаемся с профицитом электроэнергии. Мы пытались продавать ее в другие регионы, но тариф становится слишком высоким с учетом передачи по сетям – около 25 тенге», – добавила на пресс-конференции Олеся Имашева.
По ее словам, сейчас майнеры – единственные потребители, которые готовы на местах покупать электроэнергию по предельному тарифу. Если таких потребителей у риддерской ТЭЦ не будет, говорит Имашева, то последствия будут не только в повышении тарифов на тепло для населения, бюджетных и небюджетных организаций, но и невозможности содержать оборудование в должном техническом состоянии.
«Не будет инвестиций. А что это значит? Сбои в подаче электроэнергии», – подчеркнула спикер.
Директор Согринской ТЭЦ из Усть-Каменогорска Нурлан Мажен добавил, что его станция также недополучает запланированную прибыль. Из-за этого в подвешенном состоянии остаются запланированные на станции ремонты.
«Команды по отключению «белых» майнеров нарушают закон об электроэнергетике, что влечет за собой проблемы по технологическим нормам. Благодаря майнерам у нас появилась возможность делать полноценные ремонты. Они единственные, кто готов покупать у нас энергию по нашим тарифам. Благодаря этому мы платим зарплаты, делаем ремонты и так далее», – рассказал Нурлан Мажен.
Отключения уже продлили
Сетевой оператор KEGOC разослал сообщение о полном отключении поставок электричества майнерам 24 января, продлиться оно должно было до 31 января. Однако ограничения действуют до сих пор и продлятся до 15 марта.
По словам директора департамента развития человеческого капитала Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Азамата Бейсенбенова, сейчас от электричества полностью отключены 70–80% «белых» майнеров.
«Я курирую вопросы майнинга, поэтому у меня есть тесные взаимосвязи со всеми майнинговыми фермами Казахстана. Предполагалось, что сегодня был последний день отсутствия подачи электроэнергии. Ожидалось, что с 1 марта все фермы, которые работают вбелую и платят налоги, начнут получать энергию. Но сегодня сообщили, что эти ограничения продлеваются до 15 марта», – сказал Азамат Бейсенбенов на пресс-конференции 28 февраля.
Всего, по его словам, в Казахстане легально занимаются майнингом 30 компаний. Значительная часть из них отключена от энергии, часть работает с ограничениями по подаче энергии.
«Курсив» направил в компанию KEGOC запрос с просьбой прокомментировать причины ограничений и условия их действия. На момент подготовки материала ответа получено не было.