Субсидирование фермеров, занимающихся мясным животноводством, позволило существенно нарастить на рынке мяса долю фермерских хозяйств в противовес личному подворью. Теперь фермеры просят сфокусировать субсидии на поддержке племенного дела.
Коррупцию – на минимум
До конца марта Министерство сельского хозяйства РК вместе с аграриями должно реформировать систему субсидирования. Первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров сообщил, что одним из главных новшеств системы будет перевод ее на цифровой формат. Это позволит свести к минимуму коррупционные риски при распределении и выдаче субсидий.
«Ее основным функционалом будет формирование в автоматическом режиме реестра получателей субсидий, проверка их соответствия категории сельхозтоваропроизводителей по ОКЭД, регистрация встречных обязательств получателей субсидий, оценка степени их выполнения, очередности получения субсидий и листа ожидания неудовлетворенных заявок», – сказал он.
Система будет бесплатной для фермеров и интегрирована со всеми основными государственными базами данных.
Игроки рынка мясного животноводства считают, что практику субсидирования необходимо продолжать, внеся в нее некоторые коррективы. В Мясном союзе Казахстана (МСК) предложили Минсельхозу сохранить поддержку племенного дела и семеноводства как направлений, напрямую влияющих на темпы роста производительности и, соответственно, себестоимости, конкурентоспособности отечественной продукции. По мнению представителей МСК, поддержка племенного дела как для фермеров, так и для племенных репродукторов положительно зарекомендовала себя в виде селекционно-племенной работы, исчисляемой на каждую маточную голову. Для мелких и средних фермеров селекционно-племенная работа стала основным видом господдержки, отмечают в союзе.
«Перенести приобретение племенных животных в раздел инвестиционного субсидирования, так как они по классификации являются основными средствами (биологические активы) наряду с сельхозтехникой и производственными объектами. Также рекомендуем проводить реформу субсидирования последовательно, загодя ставя в известность сельхозтоваропроизводителей, постепенно отказываясь от наименее эффективных видов субсидий», – предлагают в МСК.
Деньги на пользу
Ранее специалисты союза провели анализ субсидирования в животноводстве. Они выяснили, что по эффективности субсидий мясное скотоводство занимает второе место после овцеводства.
В овцеводство в 2010–2019 годах было направлено 41 млрд тенге субсидий, что дало рост ВВП в отрасли на 90 млрд тенге (индекс эффективности субсидий составил 2,2). В мясном животноводстве при вложении 77 млрд тенге прирост ВВП составил 137 млрд тенге (индекс эффективности – 1,78). Наименее же эффективным было признано субсидирование в молочном животноводстве. Оно получило за 10 лет 95,5 млрд тенге, дав прирост ВВП на 71 млрд тенге (индекс эффективности 0,74).
В 2019 году получателей помощи в мясном животноводстве было 27,9 тыс., а средний размер субсидий составил 1,9 млн тенге. За 10 лет развития мясного животноводства удалось изменить структуру отрасли: в 2011 году около 82% крупного рогатого скота находилось в личных подворьях, а в 2021 году уже 45% скота содержалось профессиональными фермерами, которые и получают субсидии и кредиты на развитие. Если в 2011 году сельхозпредприятия и фермерские хозяйства произвели 64 тыс. т говядины, то в 2019 году – уже 225 тыс. т. В 2021 году объем господдержки животноводства составил 98 млрд тенге, или 28% от общего объема субсидирования АПК – 348 млрд тенге.
В мясном животноводстве действует несколько основных видов субсидий. Это субсидии на покупку племенного маточного поголовья КРС (молочных, молочно-мясных, мясных и мясо-молочных пород), племенных быков-производителей мясных и мясо-молочных пород, импортированного маточного поголовья крупного рогатого скота. Субсидирование помогает форсировать увеличение как товарного, так и племенного скота в хозяйствах. Фермеров такими субсидиями подталкивают к увеличению поголовья КРС и объемов производства мяса.
Фермер Саян Баетов из Западно-Казахстанской области отмечает, что субсидии помогают ему проводить породное преобразование в хозяйстве, улучшая качество КРС за счет покупки новых породистых быков, которые покрывают его беспородный скот.
«Ежегодно получаем субсидии. Проблем нет. Сейчас должен сдать документы. У нас субсидии на племенную работу, породное преобразование. В прошлом году взял субсидии на быков плюс на племенную работу. Получается, в результате почти даром взял пять быков. Субсидия на каждую голову – 150 тыс. тенге, а быки стоят 350 тыс. тенге. Плюс субсидия на 125 голов по 10 тыс. тенге. Всего в сумме 2 млн тенге я получил», – говорит он.
Один племенной бык по нормативам покроет 25 голов КРС, поэтому купленные быки помогут улучшить качество и привесы имеющегося в хозяйстве поголовья – более 125 голов КРС.
«Два раза в год мы меняем, чтобы увеличить качество. У нас беспородный скот, поэтому мы каждый раз меняем быков: то ангусы, то акбас (казахская белоголовая), то герефорды. Самое главное, чтобы они менялись», – подчеркивает Баетов.
Он отмечает, что таким фермерам, как он, находящимся в 600 км от областного центра – Уральска, все же приходится ездить туда, чтобы решить вопросы по лизингу или кредитам. Баетов уже третью неделю не может никуда выехать из-за весенней распутицы. По субсидиям, добавляет он, вопросы можно решить в ауле, но первоначальный процесс все равно необходимо запустить в городе.
При этом фермер подстраивается под механизм госпомощи. «Один бык сможет покрыть 25 голов. Если у вас 125 голов, то нужно брать пять быков. Но количество скота постоянно меняется. Я сдаю скот на субсидию, а те стареют, умирают, теряются, или возраст другой подходит. У нас на самом деле чуть больше чем 125 голов. Мы подстраиваемся под субсидии», – говорит он.
Субсидии на племенную работу и покупку быков помогают увеличить средний убойный вес. В мировой практике рекомендуемый убойный вес (полезный вес туши за минусом шкуры, внутренностей, копыт, рогов, крови и прочего), при котором можно говорить о доходах отрасли, составляет 225 кг. То есть бык/корова перед забоем должны весить около 450 кг. В Казахстане средний убойный вес составляет около 175 кг, а еще 10 лет назад это было 154 кг на голову КРС. Прирост убойного веса на 21 кг с учетом того, что в год забивают 2,5 млн голов КРС, дает дополнительно 52,5 тыс. т мяса. Более высокий убойный вес повышает эффективность и мясоперерабатывающих предприятий.