Как будет развиваться IT-отрасль в Казахстане

Опубликовано (обновлено )
Появились внешние шоки, старые проблемы не исчезли

Экономическая ситуация за рубежом осложняется, и это не обходит стороной казахстанский IT-сектор. Изменение цепочек поставок оборудования и ослабление курса тенге к иностранным валютам повлияет на расходы отечественного бизнеса, при том, что старые проблемы – монополизация телеком-рынка и низкая привлекательность страны для зарубежных IT-компаний – никуда не делись.

Актуальные проблемы развития отрасли в современных реалиях IT-бизнесмены и эксперты обсудили 15 марта на диалоговой площадке Национальной ассоциации коммуникаций и цифровизации.

«Разрушающее влияние»

Военный конфликт в Украине и нарастающие объемы санкций против Российской Федерации затронут не только эти две страны, но и всех и их соседей. Андрей Беклемишев, вице-президент и региональный директор IDC СНГ, отмечает, что сейчас какие-либо прогнозы по рынкам делать бессмысленно, поскольку «ситуация меняется каждый день и не в лучшую сторону».

«Это рынки, граничащие с Украиной и Россией, – Китай, вся Европа и, конечно, Казахстан, который является транзитным хабом для ИКТ-оборудования. Мы посмотрели на цепочки поставок оборудования и увидели, что, помимо рынка СНГ, будет разрушающее влияние на рынки Европы», – рассказал Андрей Беклемишев.

По словам эксперта, российский рынок информационно-коммуникационных технологий в 2021 году оценивали в $52 млрд, а украинский – ближе к $6 млрд. И сейчас эксперты видят там падение, которое может затронуть и соседние страны, например, Беларусь и Польшу. Там снижение рынков ИКТ может достичь 5-10% и продолжиться еще дальше.

Но влияние будет распространяться не только на рынок «железа», но и на разработки программного обеспечения, так называемый софтверный рынок.

«У одного EPAM в Украине было около 14 тысяч разработчиков, и нынешняя ситуация сильно скажется на их работе. Часть персонала перевозят, эвакуируют. Из Беларуси много специалистов уезжает – кто-то в Европу, кто-то в Центральную Азию. Эти переезды как минимум задержат появление новых продуктов на рынке. Переброски специалистов повлияют на софтверный рынок», – добавляет Андрей Беклемишев.

В текущей ситуации универсальных ответов на то, как реагировать IT-компаниям, нет. По мнению представителя IDC, каждому бизнесу важно разработать для себя три сценария развития – реалистичный, пессимистичный и оптимистичный – и подготовить нужные меры реагирования.

«Продумайте, что делать, особенно по рынку «железа». Там мы видим самые серьезные изменения по части чипов и готовой продукции», – подчеркнул Андрей Беклемишев.

Миграция кадров – минус или плюс для Казахстана?

Модератор встречи Азиза Шужеева отметила, что, действительно, поступают новости о переезде IT-специалистов из России в другие страны. Но основные потоки внутри СНГ, по ее словам, идут не в Казахстан, а в Армению и Кыргызстан.

«Там дружелюбное налогообложение, нет высоких налогов на нерезидентов и сложного валютного контроля, действуют простые процедуры оформления и регистрации. К тому же с учетом климатического фактора они становятся приоритетнее», – отметила Шужеева.

Байжан Канафин, генеральный директор компании Documentolog, отметил, что в приезде в Казахстан новых специалистов из-за рубежа, в том числе из России, ничего плохого нет.

«У нас на рынке Казахстана в IT-отрасли недостаточно квалифицированных кадров. (…) Поэтому я говорю, что если сейчас мы сможем привлечь хорошие кадры из России в Казахстан, то я не вижу ничего плохого в этом. Привлечь трудовые ресурсы, позволяющие очень быстро получить значительный совокупный эффект. Я смотрю на это с точки зрения бизнеса и компании», – сказал Байжан Канафин.

По мнению предпринимателя, уже существующие в Казахстане экономические зоны, такие как Astana Hub и МФЦА, имеют достаточно привлекательные налоговые режимы, и ничего не мешает иностранным компаниям стать их резидентами.

Однако Шавкат Сабиров, президент Интернет-ассоциации Казахстана, выразил мнение, что Казахстан как рынок для миграции IT-бизнеса не очень привлекателен.

«У иностранных компаний был выбор между Казахстаном и Кыргызстаном, но вопрос с Казахстаном отпал в 99% случаев, потому что наше законодательство, например, не позволяет работать с поступлениями средств от обычных пользователей напрямую юридическим лицам. В Кыргызстане это все проще. У них есть для этого единый налог, где могут спокойно работать IT-компании», – рассказал Шавкат Сабиров.

Внутренние проблемы все еще есть

Главным препятствием на пути развития IT-отрасли Казахстана, по мнению участников встречи, стали проблемы в госуправлении. Шавкат Сабиров обратил внимание на то, что в стране, к примеру, есть государственная монополия на точки обмена трафиком.

«До каких пор «Казахтелеком» будет игнорировать точки обмена трафиком с Beeline, который находится внутри страны? Почему точки обмена трафиком не отдадут бизнесу? Во всем мире это действующий бизнес», – подчеркнул Сабиров.

Экспертное сообщество, по его словам, неоднократно выступало с предложениями по совершенствованию госпроектов «Цифровой Казахстан» и DigitEl, но все они были «отброшены». Происходит это из-за того, говорит Шавкат Сабиров, что в государственных структурах работают те, кто никогда не трудился в IT-бизнесе.

Схожее мнение выразил и Байжан Канафин. По его словам, государству нужно обратить свое внимание на проблемы внутри IT-отрасли.

«Нужно активнее заниматься Yellow Pages Rules (принцип, что там, где может работать бизнес, ограничена работа госкомпаний. – авт.) и минимизировать роль государства в экономике. Я глубоко убежден, что ускорение отрасли дадут борьба с коррупционными проявлениями и повышение прозрачности решений. Также возможна поддержка отечественных производителей через реестр доверенного программного обеспечения в госсекторе», – сказал Байжан Канафин.

По его мнению, сейчас важно опираться на уже работающие в Казахстане компании и кадры и решать вместе с ними имеющиеся проблемы.

Еще на одну проблему в отрасли обратил внимание Мирхат Серикбаев, руководитель направления стратегического планирования и анализа АО «Транстелеком». Он рассказал, что в 2020 году компания закончила проект по проведению высокоскоростного интернета в 425 сел, где проживают около 3 млн казахстанцев.

«Согласно программе государственно-частного партнерства, в сельских населенных пунктах мы подключили к интернету государственные учреждения – школы, больницы, акиматы и другие объекты. Но чтобы обеспечить непосредственно самих жителей этих мест, нам нужен радиочастотный спектр, так как планируется подключить базовые станции к имеющейся инфраструктуре и обеспечить мобильный интернет. Мы работаем в этом направлении – обращались в госорганы, чтобы получить радиочастоты и лицензию, но были получены отказы ввиду занятости радиочастотного спектра».

Транстелеком готов обеспечить качественной связью и мобильным интернетом отдаленные сельские населенные пункты страны, что положительно скажется как на покрытии мобильным интернетом сельских территорий, так и на развитии конкуренции на рынке мобильной связи. Правительству необходимо рассмотреть вопрос выдачи АО «Транстелеком» разрешения на использование радиочастот решением Межведомственной комиссии по радиочастотному спектру.

Компания также обращалась к уже действующим операторам за совместным использованием радиочастотами, отправила им коммерческие предложения и готова большую часть получаемого с сетей дохода отдавать операторам – владельцам частот.

«Но они не проявили интереса. Вероятно, не хотят пускать новых игроков на рынок», – сказал Мирхат Серикбаев.

Аналогичная ситуация, по его словам, и с кабельной канализацией – около 80% ее принадлежат «Казахтелекому».

«Считаем, что кабельная канализация, построенная на государственные средства, не может находиться на балансе АО «Казахтелеком», и должна находиться в собственности государства, в лице исполнительных органов – акиматов городов – на примере АО «Астана Innovations», давая возможность участия на конкурентной основе всех операторов связи в предоставлении услуг», – подчеркнул представитель НАКЦ.

По итогам встречи участники договорились проводить новые подобные встречи с главной целью – сформировать и донести до ответственных за отрасль госорганов позицию бизнеса и экспертов. Благодаря этому, уверены представители IT-сообщества, получится решить имеющиеся в отрасли проблемы.

Читайте также