Погрузка на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском была приостановлена из-за аварии. По мнению экспертов, альтернативного маршрута для транспортировки такого объема нефти просто нет. Но вопрос по ремонту оборудования не должен затянутся надолго.
Напомним, 21 марта было выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. 22 марта дополнительно выявили повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. Указанные ВПУ были временно выведены из эксплуатации.
Интересы совпадают
По словам ведущего авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжаса Байдильдинова, КТК — это основной маршрут транспортировки нефти из Казахстана.
«Я осознанно говорю «из Казахстана», а не казахстанской нефти, так как основной объем транспортируется иностранными консорциумами Тенгизшевройл, Кашаган, меньшие объемы – у Карачаганака. Акционеры этих компаний являются и акционерами самого КТК», – отмечает эксперт.
Спикер подчеркнул, что альтернатив этому маршруту нет, так как полетевшая мощность 67 млн тонн в год — это существенный объем по мировым меркам.
«Нефтепровод был введен в 2001 году, постепенно его мощность увеличивалась. Особых аварий или поломок не было, – отмечает Байдильдинов. – Сейчас трудно оценивать возможный ущерб, так как сам консорциум говорит о затруднениях по оценке и диагностике. О возможных проблемах с поставкой оборудования, думаю, все слышали – часть комплектующих поставлялась западными компаниями, которые сейчас отказываются от поставок для ремонта терминала».
Эксперт отметил, что на казахстанской экономике это может отразиться с временным лагом через один-два месяца, если западные консорциумы начнут ограничивать добычу в РК.
«Думаю, это временные затруднения. Выход будет найден, поскольку в нем заинтересованы все стороны, включая иностранные консорциумы», – пояснил он.
С логистикой проблема
С Байдильдиновым согласен эксперт нефтегазового рынка Сергей Смирнов.
«Через КТК идет практически вся нефть из Казахстана. Это, можно сказать, даже не 80%, а 90%. Однако Казахстану там принадлежит всего 20%, так как большая часть владельцев — это западные компании. Исходя из такой структуры, я не думаю, что там будут затягивать с ремонтом. Они не захотят терять прибыль. Тем более эмбарго на казахстанскую нефть никто не накладывал. Думаю, возникшая проблема с запчастями тоже решаема», – поясняет он.
По словам эксперта, насколько повреждено оборудование, пока не ясно, так как экспертного заключения еще нет.
«Для нашей экономики это чревато падением доходов в бюджет. Понятно, что нефть разных компаний, но налоги все равно идут. И вот эта недопоставка налогов серьезно может сказаться на казахстанском бюджете», – говорит Смирнов.
Что касается альтернативных путей по экспорту нефти, то тут эксперт также заметил, что «для такого объема нефти альтернативных маршрутов нет».
«На мой взгляд, за это время проще быстро сделать ремонт, чем новую логистику налаживать. Есть, конечно, вариант через Баку. Но этот маршрут тоже серьезно нельзя рассматривать. Я не думаю, что там свободные танкеры стоят и ждут. Да и на то, чтобы туда перенаправить нефть, тоже уйдет много времени. В любом случае, приостановили только два терминала, один будет работать, а значит поставки продолжатся», – говорит спикер.
АО «НК» КазМунайГаз» в ответе Kursiv.media пояснило, что до аварии на КТК в Новороссийске ситуация с экспортом нефти была стабильной.
«На сегодняшний день министерством энергетики и КМГ проводятся консультации с КТК по срокам возобновления работы морского терминала, при этом прорабатываются возможности увеличения отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам», – пояснили в КМГ.
За последний месяц фьючерс на нефть марки Brent с поставкой в мае вырос на 23%, до $121,7. Об этом свидетельствовали данные торгов на 9:36 по Нур-Султану.
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО «НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.