Как антироссийские санкции повлияли на страны СНГ и Грузию

Опубликовано (обновлено )
Редактор выпуска сайта
Обозреватель отдела "Финансы"
Падение курса национальных валют и ожидание замедления экономического роста

Страны, которые больше всего пострадают, по мнению экспертов, от военного конфликта, уже фиксируют рост потребительских цен и обесценение национальных валют. Kursiv.media узнал у экспертов, какие государства наиболее уязвимы к западным санкциям, и выяснил, как отреагировали курсы валют и выросла инфляция.

Еще в феврале Moody’s определило список стран СНГ, по которым ударят западные санкции против России. В их числе Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова и Армения. Однако, предупреждает заместитель директора филиала АКРА в МФЦА Жаннур Ашигали, влиянию санкций подвержены все торговые партнеры России, на рынках которых она занимает весомую долю местного импорта или туристических услуг, либо имеются значительные объемы переводов рабочей силы. В первом случае речь идет о Казахстане, Беларуси, Турции, Кипре, Грузии. Во втором – это Армения, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Молдова.

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев соглашается, что страны, которых связывают торговые отношения с РФ, понесут ущерб. «Да и рост всей мировой экономики рискует в текущем году замедлиться из-за высоких цен на нефть, спровоцированных войной в Украине. Не считая самой России и Беларуси, большую часть экономических потерь от санкций против них понесет Европа, которая сильно зависит от поставки нефти и газа из РФ», – отметил собеседник. Однако, считает он, это зависимость некритичная, сейчас европейские страны форсируют снижение зависимости от России и в течение нескольких лет полностью откажутся от закупок сырья из РФ. «Также не стоит забывать, что при всей кажущейся большой экономики России она составляет всего около 1,5% мировой экономики», – добавляет собеседник. По его оценкам, спустя всего три недели после начала войны в Украине Россия потеряла до 10% своей экономики и по размеру ВВП откатилась с 11-го на 15-е место в мире.

Пострадает абсолютное большинство стран, в экономической структуре которых присутствуют серьезные торговые отношения с Россией или Украиной, уверен аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов. К списку стран выше можно добавить Грузию, Азербайджан и Казахстан, так как из-за падения российской валюты и разрыва логистических цепочек можно ожидать роста стоимости товаров и услуг.

Kursiv.media изучил, что произошло с курсами валют после признания Россией ДНР и ЛНР и как начали расти цены в озвученных аналитиками странами.

Беларусь

На страну еще до начала войны были наложены санкции. После ее начала Запад начал расширять список ограничений, в том числе затронувший оборонный и финансовый секторы. За первую неделю войны (до начала марта) курс белорусского рубля по отношению к американской валюте ослаб на 7,2%. К 24 марта упал почти на 27%. Власти не заявляли об ограничениях на валютные операции, однако СМИ сообщали о вводимых банками лимитах.

12 марта Белорусская валютно-фондовая биржа приостановила торги иностранными валютами, а с 16 марта ограничила допуск физических лиц к совершению валютно-обменных операций. Чуть позже на бирже были проведены первые торги по валютной паре китайский юань – белорусский рубль.

В феврале годовой прирост потребительских цен составил 9,99%, месяцем ранее она составляла 10,4%. Относительно января 2022 года потребительские цены выросли на 1,6%. Продукты питания подорожали на 1,2%.

1 марта 2022 года Нацбанк страны повысил ставку рефинансирования с 9,25% до 12% годовых. Принятое решение направлено на поддержание финансовой стабильности и ограничение инфляции, риски ускорения которой возросли на фоне резкого обострения геополитической ситуации и принятых рядом западных стран санкций в отношении основного экономического партнера России. Беларусь наиболее подвержена влиянию России, на долю которой в 2021 году приходилось около 40% ее экспорта и 50% импорта.

Рейтинговое агентство Fitch в начале марта понизило рейтинг Беларуси с «B» до «CCC», сообщив о неопределенности в отношении готовности и способности Беларуси выполнять свои внешние обязательства. Аналитики отметили, что санкции и макроэкономические потрясения в России ослабят белорусский рубль, усугубив уязвимость, вызванную высокой долларизацией долга государственного и частного секторов и подстегнув инфляцию.

В Moody’s считают, что государственный долг Беларуси достигнет 60% ВВП в 2022 году с 46% в 2021 году.

Страны расположены по процентному изменению курса доллара к национальным валютам (от большего к меньшему)

Казахстан

Тенге одним из первых отреагировал на ситуацию в Украине и к началу марта обесценился на 9%. На 24 марта он упал на 18%.

На фоне ажиотажа на валютном рынке в стране возникли проблемы с выдачей наличной иностранной валюты. Для ограничения оттока иностранной валюты из страны НБ РК ввел ограничения до $10 тыс.

По словам Мурата Кастаева, девальвационные ожидания среди населения, конечно, присутствуют, но уже идут на спад. «Люди увидели, что апокалиптические прогнозы по 600–700–1000 тенге за доллар не сбылись. А в связи с тем, что текущие расходы осуществляются в тенге, через некоторое время те, кто скупили доллары, постепенно начнут их продавать. На ослабление тенге сейчас влияют только внешние факторы в виде войны в Украине и наложенные на Россию санкции», – считает собеседник.

В АКРА отметили, что девальвационные ожидания по курсу тенге играют слабую роль в текущей переоценке, что подтверждается относительной устойчивостью тенге в период до введения санкций против российской экономики и относительной стабилизацией нового коридора колебаний курса тенге в последние дни.

«Динамика тенге сильнее привязана к российской валюте в связи с более выраженной зависимостью от российской продукции на казахском рынке, чем это наблюдается в странах Южного Кавказа и Центральной Азии. По географической структуре казахстанского импорта Россия является наиболее важным торговым партнером с долей около 40%, а в условиях переоценки курса тенге к рублю в сторону усиления тенге, что наблюдается сейчас, эта доля вполне может стать еще более внушительной», – отметил Жаннур Ашигали.

24 февраля Нацбанк Казахстана повысил ключевую ставка с 10,25% до 13,5% с процентным коридором +/– 1 п.п. для поддержания стабильности цен на фоне реализации рисков со стороны внешнего сектора.

Годовая инфляция в феврале повысилась до 8,7% (месяцем ранее – 8,5%). Цены на продовольственные товары повысились на 10% из-за удорожания хлебобулочных изделий и круп, овощей. Непродовольственная инфляция увеличилась до 8,6% (8,5%), платные услуги подорожали на 7,1%.

Кыргызстан

Киргизский сом сдал позиции по отношению к доллару на 17,3% к 24 марта, а в первую неделю войны обесценился на 5%. 11 марта в стране был введен запрет на вывоз наличных долларов для коммерческих банков, обменных бюро, микрофинансовых и микрокредитных компаний.

По итогам февраля годовая инфляция в стране составила 10,8%. По сравнению с февралем 2021 года цены на продукты и безалкогольные напитки подскочили на 12,1%, непродовольственные товары — на 10,1%, тарифы на услуги — на 7,4%.

Для того чтобы сдержать инфляцию, Нацбанк Кыргызстана на внеплановом заседании 10 марта 2022 года повысил ключевую ставку с 10% до 14%. НБК сообщил, что, учитывая тесные экономические связи Кыргызстана с основными странами-партнерами посредством взаимной торговли и денежных переводов, а также все еще нарастающую неопределенность во внешней среде, давление на валютном рынке страны сохраняется. Россия занимает 31,6% в общем товарообороте страны.

Таджикистан

Официальный курс таджикского сомони к доллару упал почти на 15% к 24 марта. Однако рыночный курс просел гораздо больше. По данным Нацбанка Таджикистана, с 8 марта разница между официальным курсом и курсом продажи наличного американского доллара на черном рынке достигла 15,9%.

9 марта Национальный банк провел одноразовую коррекцию официального курса американского доллара, который вырос на 15% до 13 сомони. НБТ также пообещал проводить валютные интервенции.

По данным Агентства по статистике при президенте страны, в феврале инфляция составила 0,2%. Продовольственные товары за этот период подорожали на 1%, а непродовольственные товары – на 0,5%.

Грузия

Национальная валюта Грузии по отношению к доллару подешевела на 8%.

По данным Национальной службы статистики Грузии, в феврале годовая инфляция в стране составила 13,7%. Больше всего (почти 46,%) за год выросли расходы на жилье, воду, электроэнергию, газ. Еда и безалкогольные напитки подорожали на 17,3%, транспорт – на 14,5%.

Однако Нацбанк Грузии не прибегал к изменению ставки рефинансирования в этом году – с декабря 2021 года она сохраняется на уровне 10,5% годовых.

Россия, по данным Нацбанка Грузии, занимает второе место по объему денежных переводов в страну, или 11,7%. Однако в феврале денежные переводы из РФ снизились на 12,7%, до $21,9 млн.

Узбекистан

Узбекский сум ослаб на 6% к 24 марта. Страна также испытала трудности из-за вводимых санкций. В феврале инфляция составила 9,7% в годовом исчислении. 17 марта центробанк повысил основную ставку с 14% до 17% годовых, заявив, что снижение поступлений от экспорта и денежных переводов в страну может отразиться в сокращении предложения на внутреннем валютном рынке, удорожание импорта потребительских товаров – на росте внутренних цен.

ЦБ Узбекистана о валютных интервенциях не отчитывался (делает это раз в квартал).

Молдова

К 24 марта валюта страны обесценилась на 2,5%. В феврале Национальный банк осуществил интервенции в форме нетто-продаж валюты на $95 млн.

В феврале годовой уровень инфляции в стране составил 18,5%. По данным Национального бюро статистики, больше всего в стране подорожали продовольственные товары – на 23,3%, непродовольственные товары – на 14,9 и услуги – почти на 17%. В прошлом месяце выросли цены на ржаной хлеб (10,2%), овощи (10,0%), картофель (5,1%), хлеб из пшеничной муки (4,2 %). Подскочили в стоимости дизтопливо – на 9,9% и бензин – на 8,5%, уголь подорожал на 6,1%, а дрова – на 3,2%.

16 марта НБМ страны повысил ставку денежно-кредитной политики с 10,5% до 12,5% годовых. «Ценовые шоки неизбежны для любой экономики, но более уязвимыми являются страны, зависящие от котировок и развития международных рынков с точки зрения цен на импорт, частью которых является Республика Молдова», – сообщил центробанк страны.

Армения

Официальный курс драма к доллару потерял с начала войны 2,3%. В феврале 2022 года годовая и базовая инфляция снизились до 6,5% и 6,4% соответственно. Центральный банк Армении сообщил, что антироссийские санкции повлияют на экономику страны значительным замедлением экономического роста. В основном это будет связано со спадом в промышленности. На совокупный спрос повлияет сокращение денежных переводов и ослабление внешнего спроса. От сектора туризма власти ожидают положительного вклада.

На фоне геополитических рисков 15 марта 2022 года ЦБ Армении повысил ставку рефинансирования с 8% до 9,25%. Предыдущее решение было принято 1 февраля 2022 года.

Азербайджан

В Азербайджане курс доллара не изменился, поскольку ЦБ страны работает в режиме фиксированного обменного курса.

Согласно официальной статистике, инфляция в феврале 2022 года составила 1,1%, а общий уровень цен вырос на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Снижение годового уровня инфляции произошло за счет уменьшения уровня инфляции непродовольственных товаров и услуг. В феврале годовой прирост цен составил 6% на непродовольственные товары и 9,3% на услуги. На высокие темпы годовой продовольственной инфляции значительное влияние оказывает продолжающийся рост цен на продукты питания на мировых рынках. В этом контексте значительно возросла вероятность того, что экономика страны пострадает от роста цен на импорт.

18 марта ЦБ повысил учетную ставку с 7,5% до 7,75%, определив нижнюю границу процентного коридора на уровне 6,25%, а верхнюю – на уровне 9,25%.

Читайте также