Чем обернется запрет экспорта российского зерна для Казахстана
На фоне ситуации в Украине и после введения запрета на экспорт российского зерна в страны ЕАЭС стоимость пшеницы в Казахстане может вырасти. Это хорошая новость для зерновиков, которые смогут больше выручить за свою продукцию. Но как удорожание отразится на других агропроизводителях?
Полна коробочка
Запрет на экспорт российского зерна в государства ЕАЭС, в том числе в Казахстан, действует с 14 марта до конца августа. Его объяснили тем, что Казахстан уже ввез достаточно российского зерна, и опасениями по поводу возможного реэкспорта.
Официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов отмечает, что с 1 июня 2021 года по март текущего года, если судить по выданным Россельхознадзором фитосанитарным сертификатам, из РФ в РК было ввезено более 3 млн т зерна.
«Как уверяет российская сторона, страны ЕАЭС уже закупили больше, чем им надо на сегодняшний день, и что шли перетоки – российское зерно реэкспортировалось в третьи страны, что, собственно говоря, тоже правда», – признает Карабанов и поясняет, что при вывозе из РФ в третьи страны соседский бюджет может пополниться за счет пошлин, но «остается на бобах» при поставках в Казахстан.
Зерно из РФ активно покупали казахстанские мукомолы и птицеводы из-за его относительно низкой цены.
«Российское обходилось импортерам в 116–117 тыс. тенге за тонну с учетом уплаты НДС на импорт, то есть чуть-чуть дешевле», – сказал Карабанов, отметив, что экспортные цены на наше зерно были на уровне 118–122 тыс. тенге за тонну.
В это же время казахстанское зерно, по словам собеседника, в основном покупали экспортеры, которым нужно было доказать место происхождения продукта. В частности, это важно для контрактов с Ираном.
По его оценкам, в период действия запрета, с учетом традиционно более низких летних объемов транспортировки зерна, в Казахстан из РФ не будет поставлено около 500–600 тыс. т.
В Казахстане на 1 марта было 5,9 млн т пшеницы, фиксирует Бюро нацстатистики. По оценке Зернового союза, внутреннее потребление составляет около 250 тыс. т в месяц, то есть до конца августа потребуется 1,5 млн т на муку, хлеб, крупы и корм для животных и птиц.
«Еще должен быть переходящий запас. Обнулять мы не можем. Он должен быть в пределах 1 млн т, то есть 1,5+1=2,5 млн т. Можно сюда добавить 250–300 тыс. т резерва «Продкорпорации». По большому счету, с 1 марта мы можем безболезненно экспортировать 3 млн т в виде зерна и муки. И нам это надо вывозить: большая часть зерна сейчас находится не в руках трейдеров и экспортеров, а в руках фермеров, которые ждали, что весной цена будет выше. Надо дать им возможность реализовать это зерно по достойной цене», – отметил Карабанов.
По его мнению, возможен всплеск заявок на казахстанское зерно от традиционных покупателей – Узбекистана, Таджикистана, Афганистана и Туркменистана.
«Но здесь есть еще один фактор, который будет ограничивать объемы поставок, – платежеспособность этого рынка: без денег никто продавать не будет – непонятно, когда заплатят. Второе – у них те же сложности с валютой, которые и у нас, и у большинства постсоветских стран: девальвация и сложная конвертация», – сказал он.
Зерно без стабилизатора
Карабанов отметил, что российский импорт был «стабилизирующим» фактором для казахстанского рынка. В отсутствие недорогого российского зерна некоторые игроки решили поднять цены.
«Сейчас в связи с запретом на экспорт из РФ в ЕАЭС возникли некие настроения, что цена зерна резко должна вырасти, и на рынке начались предложения по 130–135 тыс. тенге», – сказал он.
По наблюдениям руководителя комитета производства Зернового союза Казахстана, управляющего партнера холдинга AITAS, генерального директора Aitas Agro Талгата Алдажарова пшеница в Казахстане сразу же подорожала на 15–20%.
«То есть со 120 тыс. тенге она выросла до 140 тыс. Некоторые фермеры могут ставить цены в 145 и 150 тыс. тенге», – утверждает он.
В Союзе птицеводов Казахстана также считают, что решение России спровоцировало ажиотажный спрос на пшеницу в РК.
«Запрет вызывает опасение и тревогу, так как ввозимая из России пшеница была по ценам ниже рыночных в Казахстане и способствовала сдерживанию цен на пшеницу на внутреннем рынке. Но введение ограничения по экспорту приведет к резкому скачку цен на пшеницу более 150 тыс. тенге за одну тонну, что непосредственно повлияет на себестоимость птицеводческой продукции», – сообщили в союзе.
Стоимость тонны пшеницы третьего класса на станции Сарыагаш на границе с Узбекистаном, через которую казахстанское зерно и мука идут на экспорт в страны Центральной Азии, снизилась с $290–300 (до украинских событий) до $280–290. С учетом девальвации, если брать недавние условные 500 тенге за доллар, это составляло 140–145 тыс. тенге за тонну. Однако Карабанов, с которым «Курсив» общался до недавнего «отката» курса, отмечает, что узбекские и таджикские покупатели обсуждают возможность снижения цен до $270–275, чтобы они смогли «осилить» ценник с учетом их подешевевших валют.
Стоимость зерна во многом будет зависеть от того, сможет ли экспортировать зерно Украина.
«Мировой рынок должен увидеть, откуда будет удовлетворена эта разница (Украина является пятым по величине экспортером пшеницы с поставками, превысившими 18 млн т в 2020-м. – «Курсив»). В этой связи Казахстан становится интересен для той же Турции, стран Евросоюза как альтернативы. Конечно, мы не можем заместить полностью Украину, но по каким-то видам частично можем», – сказал Карабанов.
Казахстанское зерно может поставляться на европейские рынки через грузинские порты или сухопутно через Турцию. Однако все эти варианты будут дороже традиционных маршрутов, поэтому, полагает эксперт, говорить о существенных поставках за границу не приходится. В Зерновом союзе прогнозируют объемы экспорта зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте в текущем маркетинговом году (июль 2021-го – июнь 2022 года) на уровне 7,2–7,3 млн т. При этом основными покупателями останутся страны Центральной Азии и Афганистан, в то время как на китайском направлении все еще наблюдаются проблемы. На границе с КНР стоит более 2 тыс. контейнеров с зерном – китайская сторона обещала оперативно пропускать грузы в контейнерах, но с их прохождением туда сохраняются сложности.
Птичий переполох
В Союзе птицеводов Казахстана предупреждают, что покупка зерна по более высоким ценам приведет к удорожанию продукцию птицефабрик, так как в себестоимости мяса птицы корма занимают 70%.
Такие же прогнозы дает Талгат Алдажаров: «Удорожание мяса птицы произойдет, потому что по стоимости российская пшеница обходилась нам гораздо дешевле казахстанской, что также сдерживало цены на внутреннем рынке».
Уровень роста цен на мясо, по его словам, будет зависеть и от изменения стоимости других кормовых компонентов.
Алдажаров отмечает, что украинская ситуация влияет на рынок еще и другим образом.
«По сравнению с прошлым годом существенно выросла стоимость выращивания кормовых компонентов: удобрения подорожали в два раза, пестициды – на 10–15%, по некоторым позициям рост составил до 50% и более. Подорожало финансирование. Доступность финансовых средств на рынке очень ограничена, и, что немаловажно, многие поставщики режут объемы поставок из-за кризиса в Украине. Например, европейские поставщики химии сократили объем импорта в Казахстан на 20–30%, что уменьшило доступность и увеличило стоимость средств производства», – добавил он.