Чем фильмы Фархата Шарипова покорили зрителей в Казахстане и за его пределами

Опубликовано (обновлено )
Рассказываем, о чем снимает режиссер и какие темы его волнуют

Сегодня, 7 апреля, в казахстанский прокат выходит призер Берлинского кинофестиваля – подростковая драма «Схема» Фархата Шарипова. Kursiv.media расскажет, о чем снимает автор, покоривший Берлин, Варшаву и Москву, и какие темы его волнуют.

Фархат Шарипов – один из тех кинематографистов, кто любит быть за кадром: общается с прессой редко, комментирует подробности своей биографии еще реже и всегда предпочитает говорить о своих картинах, а не о себе. В ранних интервью он рассказывал, что в 16 лет планировал связать свою жизнь с музыкой – до поступления в институт Фархат играл в рок-группе, как и все подростки, мечтал завоевать большую сцену. Но, поступив в Академию искусств и отучившись там по специальности «звукорежиссура», он окончательно и бесповоротно влюбился в кино. Вместе с друзьями Шарипов начал снимать небольшие фильмы и понял, что у него это получается лучше.

Его первый «короткий метр» – это история парня, оказавшегося запертым в квартире с небольшой камерой. Он начинает снимать из любопытства, а потом магия кино захватывает его с головой. Пожалуй, это похоже на путь самого Фархата – однажды найдя «кинокамеру» и «заперевшись» с ней в одном арт-пространстве со своей постоянной командой, которая, к слову, не меняется много лет, он создает резонансные фильмы. Все 12 лет его режиссерской работы он препарирует тему социального расслоения и гигантской пропасти между обычными казахстанцами, которых 97%, и теми 3% богачей, в чьих руках сосредоточены неограниченные ресурсы.

Розовый заяц указал путь

Режиссерский талант Фархата Шарипова был очевиден уже в его полнометражном дебюте – «Сказ о розовом зайце». Картина стала настоящим событием в казахстанском кинематографе начала 2000-х и сумела привлечь внимание отечественных зрителей. Люди впервые увидели хорошее зрительское кино о казахстанской молодежи, которое поднимало острые проблемы нашего общества и на большую аудиторию говорило о том, что волновало всех: о социальном неравенстве, коррупции и несправедливой судебной системе – жесткой к одним и мягкой к другим.

Считается, что первый фильм определяет главную тему будущего режиссера. Фархат не согласен с этим утверждением, ведь «режиссер – это живой человек, которому свойственно меняться и со временем переключать фокус своего внимания». Однако в дебютной работе все же можно увидеть одну из ключевых тем его творчества – путь героя наверх, к социальным вершинам, причем путь этот проходит всегда через самое дно.

«Сказ о розовом зайце» рассказывает историю студента по имени Ерлан (Ануар Нурпеисов), который приехал в Алматы учиться. Но для того, чтобы выжить в большом городе, ему приходится работать промоутером – каждый день он облачается в костюм розового зайца и раздает листовки прохожим. Во время одной из смен он знакомится с типичным мажором по кличке Локо (Максим Акбаров) и окунается в жизнь «золотой молодежи»: каждый день у него клубы, тусовки, пьянки и гонки на суперкарах по ночному Алматы.

Но входной билет в мир «богатых и знаменитых» стоит дорого. Однажды Локо просит Ерлана о маленькой услуге: нужно найти человека, который отсидит за виновника смертельной аварии 10 лет. За это ему заплатят $100 тыс.. Ерлан нехотя, но соглашается. Он становится не только свидетелем порочного договора, но и посредником в этом грязном деле. И карма не заставила ждать, вскоре и сам Ерлан оказывается на месте такого же «дурачка» – теперь ему тоже светит приличный срок за убийство, которого он не совершал, просто он оказался не в то время не в том месте.

Свидетель меняет статус

Тема свидетеля у Фархата Шарипова потом всплывет еще не в одном фильме. Даже в его новогодней комедии «Инопланетяне тут ни при чем». Там в одной из новелл есть «жертва» автомобильной аварии, от тела которой герои пытаются избавиться в лесу. Поскольку альманах все же заявлен в комедийном формате, сбитый оказывается жив и никаких претензий к пьяной виновнице ДТП не имеет, более того, даже завязывает с ней романтические отношения.

В картине «Тренинг личностного роста» главный герой – мелкий банковский клерк по имени Канат (Дулыга Акмолда) тоже становится свидетелем предполагаемого преступления. Бесследно пропадает девушка, занимавшаяся проституцией, жива она или мертва, зрители точно не знают, но предполагают, что ее давно нет на свете: ее не могут найти ни родные, ни полиция, ни коллеги. Канат знает, кто имеет отношение к исчезновению девушки, и его мучит это знание. Но вместо того, чтобы обратиться в полицию, мужчина предпочитает делать вид, что ничего не произошло, и вскоре получает за свое невмешательство повышение по службе. Это результат «тренинга личностного роста», который прошел Канат накануне у своего инфернального друга (злодея играет Ержан Тусупов).

Впервые свидетель Шарипова становится по сути настоящим соучастником преступления, и в первый раз в его картине зазвучит тема безразличия нашего человека к совершаемому злу, вызванного то ли страхом, то ли малодушием, то ли желанием поскорее выбиться в высший легион.

Формула успеха

Стремление к высшей точке в пищевой цепочке – одна из краеугольных тем в творчестве Фархата. Поэтому две его самые резонансные картины – «Тренинг личностного роста» и «Сказ о розовом зайце» – легко рифмуются друг с другом. В одной студент так мечтает стать успешным и поскорее окунуться в мир гламура и больших денег, что забывает о человеческом достоинстве. В другой – мужчина так хочет побыстрее оказаться наверху, что теряет самое дорогое, что у него было: совесть и принципы.

Сам Фархат утверждает, что его больше интересует не тема успеха, а скорее, система ценностей, которая пропагандирует некую формулу успешности. «Успех – это не философское понятие, чтобы о нем долго рассуждать, – говорит он. – Успех – это достижение целей и, наверное, у каждого человека в жизни масса целей разного масштаба. Вот съездил он отдохнуть с семьей и друзьями – успех, удалось снять фильм – успех, купил он грузинскую лепешку до того, как они закончились – успех! «Успехом» можно назвать и элемент истории, в котором герой, преодолев препятствие, достигает цели, а зритель получает моральное удовлетворение вместе с ним. Но удовлетворен ли зритель в конце «Тренинга личностного роста», когда Канат достигает своего успеха? Вот тут определяются ценности и возникают вопросы».

На одной частоте

Пять из шести полнометражных фильмов Фархата Шарипова рассказывают о молодежи. Есть и вчерашние выпускники (драма «Акжол» о парне, которому после смерти родителей приходится стать отцом для своих маленьких сестренок), и студенты («Сказ о розовом зайце»), и школьники – старшеклассники, и подростки помладше («Схема», «18 килогерц»). Именно у этого режиссера удачнее, чем у других, получается снимать хорошее кино, рассуждаю­щее на сложные темы вроде детской проституции (как в «Схеме») и наркомании (как в «18 килогерц»). Шарипов говорит об этом серьезно, но без пафоса и морализаторства, не спекулируя и практически на равных с теми, о ком снимает, на том же языке, на котором дети коммуницируют друг с другом. Поэтому подростки в его фильмах всегда не придуманные, а такие, какими мы их знаем: с одной стороны, ершистые и недоступные, с другой – открытые и любопытные, стремящиеся быстро повзрослеть и стать самостоятельными. Они хотят познать этот мир во всех его проявлениях, они мечтают, влюбляются, ошибаются и пытаются исправиться, и иногда у них даже получается.

Проще всего это объяснить талантом и профессионализмом режиссера. Но, похоже, сам Шарипов настроен на ту самую волну, которую уже неспособны распознать многие его коллеги. Ведь говорят, 18 килогерц, упоминаемые в его ленте – это частота, которую слышат только подростки.

Не зря «18 килогерц» получил награду как лучший фильм для молодого поколения на фестивале в Котбусе, а «Схему» отметили Гран-при в молодежной секции Generation Берлинского кинофестиваля. И неспроста именно Фархату удается уже не в первый раз открывать совершенно удивительных дебютантов. Сначала это были: Санжар Мади (это хоть и не первая его работа, но именно она принесла популярность), Ануар Нурпеисов, Максим Акбаров, Карлыгаш Мухамеджанова («Сказ о розовом зайце»). Затем – Мусахан Жумаханов и Алибек Адикен («18 килогерц»), о которых мы, возможно, еще услышим. Теперь это талантливые Виктория Романова и Таир Свинцов («Схема»).

Иллюзия реальности

Поскольку Фархат Шарипов работает, как правило, с молодежными историями, очень часто в его картинах фигурируют наркотики. Даже его дебютный «Заяц» начинался с голоса за кадром, который рассказывал о дыме, имеющем свойство делать все вокруг смешным. В недавней «Схеме» запрещенные вещества являются катализатором преступлений, а в прошлогодней драме Шарипова

«18 килогерц» они вообще в центре внимания – картина рассказывает о двух алматинских школьниках, попавших в героиновый плен, из которого выберутся не все.

Восприятие реальности сквозь наркотический дурман в этом фильме – один из хорошо работающих режиссерских приемов. Настоящее там переплетается то ли со сновидениями героев, то ли с их «приходами» и галлюцинациями. Причем, история в «18 килогерц» построена таким образом, что даже такой обычный и неотъемлемый для любой биографии факт, как юность, выглядит там сюрреалистической эпохой, в которой все вообще происходит по-другому, чем в другие периоды.

Сами эти истории, видимо, и заставляют своего создателя «мечтать о несбыточном». «Я хочу, чтобы общество, в котором выросли мои дети, стало более цивилизованным, максимально без­опасным и лояльным к подрастающему поколению. Но, кажется, это мечты сумасшедшего», – говорил в одном интервью Фархат Шарипов.

Фархат Шарипов – казахстанский режиссер, сценарист и продюсер, лауреат нескольких международных кинофестивалей и обладатель многочисленных гран-при, в том числе программы Generation 72-го Берлинского кинофестиваля за фильм «Схема» в 2022 году; основной награды 36-го Варшавского кинофестиваля за драму «18 килогерц» в 2020 году; главного приза «Золотой св. Георгий» 41-го Московского кинофестиваля и Гран-при 15-го международного кинофестиваля «Евразия» за картину «Тренинг личностного роста» в 2019 году.

Фархат родился в 1983 году в Алматы, в 2007 году он окончил Казахскую национальную Академию искусств им. Т. Жургенова по специальности «Звукорежиссер». В 2008 году принял участие в обучающей программе киностудии «Казахфильм» для молодых талантов и прошел стажировку в New York Film Academy (NYFA).

Через два года Фархат Шарипов дебютировал в полнометражном кино, сняв молодежную драму «Сказ о розовом зайце». Картина была тепло принята зрителями и стала одной из самых ярких лент о современной казахстанской молодежи. Степень магистра по специальности «режиссер» Фархат защитил в 2020 году, уже будучи известным фильм-мейкером (в университете «Туран»).

Читайте также