Новости

Старые смартфоны казахстанцев отправляются в Россию, Беларусь и Германию

Рассказываем о развитии trade-in мобильных устройств

По оценке участников рынка, через программы trade-in в Казахстане за прошлый год было сдано более 50 тыс. смартфонов. Как в республике развивается trade-in мобильных устройств – в материале «Курсива».

Ежегодно в Казахстан завозят около 4 млн смартфонов. В программу trade-in в прошлом году попало чуть больше 1% от этого количества. Услуга обмена старого смартфона на новый – а правильнее, предложение скидки на новый смартфон в зависимости от стоимости принесенного старого, – появилась у отдельных ретейлеров в позапрошлом году, а сейчас уже доступна во всех крупных сетях.

«Trade-in полноценно мы запустили в январе 2020 года. С этого момента было принято более 3,5 тыс. аппаратов. Услуга пользуется все большей популярностью. Так, в 2021 году объем принятых телефонов вырос более чем на 50% относительно 2020 года. В этом году мы также ожидаем значительного роста», – сообщил «Курсиву» директор департамента маркетинга сети магазинов Sulpak Константин Иванюк.

«Samsung Electronics запустила услугу trade-in в нескольких крупных сетях в августе 2020 года, и уже более 6 тыс. человек успешно ею воспользовались. Спрос стабилен и растет по мере обновления нашей продуктовой линейки, например перед выходом флагманских смартфонов», – прокомментировали в Samsung Electronics.

Увеличивающийся интерес к trade-in отметили и другие ретейлеры – «Мечта», «Технодом», Freedom Mobile World и Kcell. В сети магазинов «Мечта» популярность trade-in объяснили двумя факторами: «Первый – это быстрый, простой и прозрачный способ оценить устройство. Клиенту не нужно тратить время на размещение объявления на маркетплейсе и ждать покупателя. Второй – это выгода. Трейд-ин-операторы постоянно мониторят цены б/у товаров на разных площадках, чтобы сделать клиенту максимально выгодное предложение».

Трейд-ин-операторы, в парт­нерстве с которыми работают ретейлеры электроники, возвращают смартфонам товарный вид и занимаются их дальнейшей продажей. Казахстанский рынок делят три крупных игрока – Breezy, Smart Price и WhiteSpot. Кроме Казахстана, Breezy работает еще в Беларуси, Украине, Грузии и Азербайджане, Smart Price – в Беларуси и России, WhiteSpot – в Украине и Беларуси.

Досмотр с пристрастием

Подержанные смартфоны, прежде чем попасть в trade-in, проходят визуальную (на наличие царапин, сколов и т. д.) и техническую (диагностика работы экрана, камеры, вай-фая и т. д.) проверки. Исходя из результата формируется стоимость смартфона – и скидку именно в таком размере получает клиент ретейлера.

Сдать неработающий телефон по услуге trade-in нельзя. Во-первых, это сопряжено с рисками – телефон может быть украден или заблокирован. Во-вторых, объясняют трейд-ин-операторы, это просто невыгодно: последующий ремонт неработающего устройства может обойтись дороже, чем его продажа. Работающим устройствам трейд-ин-операторы проводят дополнительную диагностику и заменяют при необходимости детали.

По данным компаний, занимаю­щихся трейд-ин, в Казахстане большинство смартфонов сдают в хорошем или отличном состоянии – по оценке участников рынка, в ремонт отправляются не более 20% всех сданных гаджетов.

«Чаще всего нам приносят устройства с высоким средним чеком, предпоследних моделей. Это говорит о том, что цикл обмена сокращается. То есть вместо того, чтобы ходить с одним устройством четыре-пять лет, люди обменивают его через год. Например, 12-й iPhone на 13-й iPhone. Значит, потребителю интересны новинки, и trade-in дает возможность получить их достаточно выгодно», – делится наблюдениями руководитель трейд-ин-оператора WhiteSpot Павел Рекс.

В Казахстане лидеры программ выкупа старых устройств в обмен на новые – бренды Samsung и Apple, на третьем и четвертом местах «по сдаче» – Xiaomi и Huawei.

Куда приводит trade-in

Трейд-ин-оператор Smart Price, который работает на нашем рынке с конца 2019 года, все подержанные смартфоны из Казахстана (около 10 тыс. устройств за два с лишним года) перепродает в Россию. Восстановленной электроникой, говорит соучредитель и директор по развитию Smart Price Дмитрий Руденко, в РФ интересовались даже до «специальной военной операции» и санкций.

«У нас достаточно высокий спрос в России, и он пока полностью покрывает все те объемы, которые мы можем предложить. Поэтому запускать продажи в Казахстане, требую­щие вложений, для нас пока смысла нет», – комментирует Руденко.

WhiteSpot на рынке РК с июня прошлого года, количество выкупленных смартфонов в компании не называют, отмечая лишь, что их число не более 10 тыс.. Примерно половину б/у устройств трейд-ин-оператор отправил в Беларусь, остальные продал в Казахстане.

«Мы смотрим на целесообразность продажи в Казахстане. В Беларуси расположен наш центр переработки б/у устройств. Например, если нужно телефону «дать вторую жизнь», мы направляем его туда. Поэтому все зависит от того, какие устройства к нам приходят, какой на них спрос. Исходя из этого что-то оставляем в Казахстане, что-то отправляем на экспорт», – объясняет Павел Рекс.

Трейд-ин-оператор Breezy работает в Казахстане тоже с 2021 года. По данным компании, с момента открытия было принято более 40 тыс. устройств. При этом на экспорт ушло не более 10% смартфонов.

«У нас нет стабильного потока экспорта, цифры разнятся от случая к случаю. На старте мы планировали, что все будет уходить за границу. Но в итоге вышло наоборот: первые восемь-девять месяцев все расходилось внутри страны. Особенно после того, как подключили (в нашем магазине. – «Курсив») кредиты и рассрочки. Тогда процент экспорта составлял менее 5%. Бывали периоды, когда эта цифра увеличивалась, но незначительно», – комментирует генеральный менеджер ТОО «БРИЗИ Казахстан» Владимир Суковатицын.

По его словам, смартфоны казахстанцев отправляются не только в Россию, Украину, Беларусь, но и в страны Прибалтики и даже в Германию – в зависимости от того, из какой страны приходит запрос.

Смартфон без дыр

По оценке представителей Freedom Mobile World, в среднем житель Казахстана обновляет свой смартфон раз в три года. Но большинство подер­жанных телефонов остаются у покупателей, констатируют операторы трейд-ин. Это миллиарды тенге, которые «пылятся на полках» казахстанцев.

«По мировой статистике, только каждый пятый человек, покупая новый телефон, перепродает старое устройство. Все остальные устройства лежат мертвым грузом. Это достаточно серьезный актив, которым клиенты могут воспользоваться», – считает Дмитрий Руденко. Он уверен – сохраняя старый телефон как запасной, клиенты теряют деньги дважды. Во-первых, они платят полную стоимость за свое новое устройство, во-вторых, старые устройства чаще всего в последующем не используются.

Медленный прирост людей, готовых обменять б/у смартфоны на скидку на новые устройства, участники рынка объясняют низкой информированностью казахстанцев об услуге и особенностями потребительской культуры.

«Трейд-ин – это культура, которая в Казахстане еще не развита. Девиз нашей компании: «Не нужно донашивать до дыр, меняй старое на новое». Именно такую культуру потребления мы и пытаемся внедрить у нас в стране», – поясняет Владимир Суковатицын.

«Trade-in – это общемировая тенденция, и Казахстан тоже ей следует. Мы на 100% уверены, что в самом ближайшем будущем это станет образом жизни и будет абсолютной нормой для казахстанцев», – соглашается Ярослав Гончаров, руководитель отдела развития бизнеса девайсов компании Kcell.

Кроме того, trade-in, по выражению представителя Kcell, «достаточно экологичный способ покупки нового устройства». Экологичность – один из трендов разумного потребления, но следовать ему казахстанцы будут скорее не потому, что заботятся о природе, а из экономических соображений. Цены на новые устройства, которые дорожают с каждым скачком курса доллара, будут «расширять» рынок подер­жанных смартфонов в Казахстане, уверен Гончаров.