Истории

Откуда взялись и куда потом делись настоящие мужские украшения

«Курсив» разбирался в истории и современности вопроса

В 2021 году случился бум на мужские украшения. По данным исследовательской компании Euromonitor International, мировой рынок мужских ювелирных украшений в 2021 году оценивался в $6,5 млрд, это на 17% больше, чем в 2020-м. Аналитики отмечают, что начиная с 2015 года сектор растет в среднем больше чем на 3% в год.

«Ювелирка» для мужчин – это не только плетеные браслеты, печатки и подвески-жетоны, но и неоткровенно женские ожерелья и серьги, что в последнее время полюбили знаменитости (актер Тимоти Шаламе в ожерелье Cartier или его коллега Билли Портер в колье Boucheron на недавней церемонии «Оскара»). Это, сначала и прежде всего, когда-то необходимые в мужском гардеробе запонки, булавки и зажимы для галстуков. «Курсив» разбирался в истории и современности вопроса.

Знак активной гражданской позиции

С родиной галстука историки моды пока не могут определиться, и на этот статус в равной степени могут претендовать Египет, Рим и Китай, а в качестве официальной премьеры называется появление при дворе Анны Австрийской хорватских офицеров с их пестрыми шейными платками (Людовик XIV тут же подхватил тренд). Но с держателем для галстука все более или менее ясно: опять Древний Китай, где вельможи закалывали булавками свои шейные платки.

И так было вплоть до XIX века, не только в Китае, но и во всем мире. Однако по мере превращения платка в галстук в его современном виде трансформировалась и булавка – в зажим.

Окончательно процесс был завершен в 1920-е годы, когда начался настоящий бум на мужские украшения – примерно такой же, как в наши дни. Булавка для галстука, булавка для воротника, цепочка для галстука, и, наконец, зажим – что только ни носили мужчины на шее и груди в эпоху джаза.

Не пройдет и 10 лет, как предприимчивые американцы сообразят, что зажим для галстука как самый заметный, «фронтальный», скажем так, мужской аксессуар может эффектно и громко сообщать о гражданской позиции его владельца. В 1929 году сторонники вновь избранного президента США Герберта Гувера надели зажимы с выгравированным на них его именем, заложив таким образом новую политическую традицию, которая жива до сих пор.

В Советском Союзе в тех же 1920-х развернулась собственная история с зажимом для галстука – причем пионерского. Его мало кто помнит. По форме он мало напоминал привычный для нас «держатель», был овальным, с защелкой, а в его дизайне был заложен, как водится, сложный и глубокий идеологический смысл. Костер с тремя языками пламени – Третий Интернационал. Пять поленьев, на которых он разгорается – пять континентов. Видимо, предполагалось, что, когда огонь их окончательно охватит, будет мировая революция. Ну, конечно, серп и молот и пионерский девиз «Будь готов» – куда же без них. Этот аксессуар исчез еще до начала Второй мировой войны по идеологической причине едва ли не такой же силы, по какой появился. Сохранились документы и воспоминания, что кто-то усмотрел на пионерских зажимах где-то между поленьями буквы «Т» и «З», то есть Троцкий и Зиновьев. На всякий случай от опасных аксессуаров решили избавиться.

История с гражданской позицией и прочими идеями, которые можно было обозначить с помощью зажима, продолжилась опять в США. Если есть политические зажимы – почему бы не быть корпоративным? – решил Уолт Дисней, и в 1940 году сотрудники студии получили аксессуары с изображением пса Гуффи.

С тех пор зажимы для галстука используются в некоторых странах как обязательный элемент полицейской или военной формы; выпускники известных вузов носят их как своеобразный знак отличия, сообщающий об их образовании; политики – как знак принадлежности к той или другой политической партии и т. д.

Все эти истории интересны, но далеко не так красивы, как ювелирные. Сегодня сложно найти известный бренд, в чьей коллекции украшений не было бы булавки или зажима для галстука. И, поскольку в мире снова, как и ровно 100 лет назад, наблюдается бум на мужские украшения, – рассказываем, как нужно носить зажимы. На всякий случай.

Первое: зажим должен располагаться между третьей и четвертой пуговицей вашей рубашки. Второе (при всей своей очевидности, иногда забывают): зажим скрепляет галстук и рубашку, а не переднюю и заднюю часть галстука. И третье: зажим должен соответствовать размеру галстука, а это от ½ до ¾ ширины галстука. Больше не надо.

С булавками все сложнее, но и эффектней. Лет семь назад мужской журнал The Rake («истина в последней инстанции в вопросах классического стиля») писал, что галстучные булавки переживают второе рождение. Если судить по сетам для мужчин, которыми Cartier дополнил свою линию Juste un Clou (в переводе с французского «Всего лишь гвоздь»), так и есть: дизайнеры французской марки превратили знаменитые золотые гвозди в изящные булавки для галстуков. Кстати, на сайте Cartier показаны два варианта, как можно носить украшение – в галстуке и на лацкане. Что называется, в помощь потребителю.

Пристегните ваши латы

Ответ на вопрос, почему вам в 2022 году все еще нужны запонки, очевиден: для красоты. Миф о том, что настоящий мужчина ценит прежде всего функциональность и потому выбирает эти не самые простые для употребления штуки, не работает: пуговицы гораздо удобнее. Наверное, лет так тысячу назад, когда рыцари при помощи запонок пристегивали железные перчатки к рукавам (одна из версий происхождения украшения), это на самом деле был единственный возможный способ: а как еще прикрепить металл? Но уже в XVII веке запонками соединяли не суровые латы, а кружевные рюши на рукавах мужских сорочек. Какой контраст.

Впрочем, историки пишут, что те первые запонки выглядели достаточно просто: это была пара одинаковых стеклянных пуговиц на цепочке. Но уже скоро появятся золотые запонки, а в XVIII веке мужчины начнут упражняться в элегантности, в том числе и с помощью этого аксессуара.

Драгоценные камни, миниатюрные гравюры и картины (самые «сообразительные» носили на манжетах изображения своих монархов, самые бесшабашные – портреты любовниц): первый шаг к превращению запонки в символ статуса и украшение-заявление был сделан.

Этот смысл немного потеряется во времена индустриальной революции. Сама эпоха предполагала лаконичный дизайн, который вскоре будет обеспечен и технической базой. Сначала, в 1838 году, была открыта гальванизация – метод покрытия одного металла другим, и запонки уже необязательно было делать из чистого золота или серебра. А в 1880 году немецкий иммигрант Джордж Кременц (США) придумает, как использовать при изготовлении запонок технологию производства гильз – из одного листа металла. Через два года он получил патент и начал производить их дешево и в промышленных масштабах: запонки перестали быть привилегией знати.

Следующее изобретение в истории этого украшения принадлежит компании Boyer, где вместо неудобной цепочки сделали новую застежку – механизм вращающегося штырька, придуманный в 1924 году, используется и сегодня. Мужчины сразу оценили преимущество этой новинки: теперь они могли застегивать запонки самостоятельно, не обращаясь за помощью к женам или слугам – у кого они были. Аксессуар стал еще популярнее, и оставался таковым вплоть до 1970-х годов, когда хиппи, диско, унисекс, милитари и прочие неформальные стили освободили мужчин от строгих рубашек, и, соответственно, от запонок.

Интерес к ним вернулся в 1990-х (и остался до сегодняшнего дня) вместе с четким ответом на тот самый вопрос: для чего нужны запонки, если пуговицы гораздо удобнее. Во-первых, это красиво. Во-вторых, это элегантный способ обозначить свой статус: одно дело – когда вы слепите глаза собеседнику бриллиантовым безелем «ролексов», и совсем другое – когда он замечает эффектную запонку, показавшую­ся из-под рукава пиджака. В-третьих, это такой же ненавязчивый способ самовыражения: важный для вас символ, первая буква любимого имени или флаг страны – все это может быть на запонках. В-четвертых, они нужны, потому что дресс-код никто не отменял. Запонки с костюмом – дело добровольное. Но если вас пригласили на официальное мероприятие (конец карантину!), где нужен смокинг – не забудьте, что в таком случае обязательна рубашка с французскими манжетами, а значит, и запонки. Серебряные с ониксом от Damiani или из белого золота от Van Cleef and Arpels (коллекция Alhambra) с этим же камнем вполне подойдут, если на пригласительном указано black tie.

И, наконец, самое главное о запонках, зажимах и ожерельях. Тот же The Rake, «энциклопедия мужского стиля», писал: «чтобы носить ювелирные украшения, мужчине нужно обладать определенной самоуверенностью, но в первую очередь – хорошим вкусом». Золотые слова.