Тимур Турлов: «Важно, чтобы регулятор действовал проактивно и дальше»

Опубликовано (обновлено )
CEO и мажоритарный акционер Freedom Holding Corp.
По словам СЕО Freedom Holding Corp., для кризисного периода оперативность и качество реагирования Нацбанком на складывающую ситуацию следует признать отличной
Фото: Валерий Аяпов

На что следует обратить внимание, чтобы действия Нацбанка РК оставались адекватными ситуации и дальше. Авторская колонка СЕО Freedom Holding Corp. Тимура Турлова.

Национальный банк Казахстана в минувший понедельник вновь повысил базовую ставку – с 13,50 до 14,00%. Нынешнее решение о повышении ставки – шестое за последние 10 месяцев: в июле прошлого года эта серия началась с уровня 9,00%.

Аргументы, которые приводит регулятор, стандартны. Во-первых, растет инфляция – по итогам марта рост потребительских цен составил 12,0%, причем продовольственная инфляция пробила отметку в 15,0%, а количественная оценка инфляции на год вперед составила 11,4%. Второй фактор – фискальная политика, оказывающая на экономику проинфляционное давление: расходы республиканского бюджета в этом году вырастут почти на 24% при среднем за последние три года росте 17%. Разогрета, по мнению экспертов НБ РК, и деловая активность: в I квартале 2022 года ВВП вырос на 4,4% г/г. Продолжается бурный рост кредитования: за первые три месяца объем новых кредитов экономике вырос на 25%. Однако нельзя не отметить, что основная часть экономического роста – это следствие высоких показателей сырьевого сектора в условиях рекордных цен на нефть и металлы, а инвестиционная активность сейчас уже начинает демонстрировать явные признаки замедления.

Проинфляционные тренды НБ РК видит и во внешнем секторе. Индекс FAO, отражающий динамику цен на продовольствие, находится на рекордных значениях за последние 32 года и будет сохраняться более года. Цены на нефть закрепились на уровне $90–100 не менее чем на год-два.

«Основные риски для инфляции на ближайшем горизонте сопряжены со значительным фискальным импульсом при положительной динамике экономики, ростом внутреннего и внешнего спроса, повышением мировых цен на продовольствие, сырье и готовые товары, высокими и незаякоренными инфляционными ожиданиями, разрывом цепочек поставок, импортом высокой инфляции из стран – основных торговых партнеров», – заявили в Нацбанке.

В последние пару месяцев регулятор добился важной тактической победы, благодаря которой улучшились стратегические перспективы казахстанской экономики. Этой победой была стабилизация валютного рынка, который в конце февраля – начале марта испытал несколько серьезных ударов после начала военных действий на территории Украины и девальвации рубля.

В непростой ситуации НБ РК продолжал придерживаться режима свободно плавающего курса. Это наиболее эффективное средство гасить внешние шоки. Однако избыточная волатильность обменного курса тоже вредна – она подрывает доверие к национальной валюте. Применив формат франкфуртского аукциона, Нацбанк сбил спекулятивную активность. Для субъектов квазигоссектора было введено требование об обязательной конвертации 75% инвалютной выручки.

Но казахстанский ЦБ действовал не только методом ограничений и директив. Он вышел на рынок с интервенциями общим объемом почти в $1 млрд, активно продавал банкам наличные доллары из запасов в обмен на безналичную валюту, а также расширил отклонения курса покупки и курса продажи с 6 до 15 тенге для операций с долларом и с 7 до 20 тенге – для евро. Сбив ажиотажный спрос, НБ РК сейчас откупает валюту, пополняя резервы.

Отдельное достижение – в условиях роста процентной ставки удалось сохранить благоприятную траекторию кривой доходности: длинные деньги по-прежнему дешевле коротких, что отражает уверенность участников рынка в благоприятных перспективах национальной экономики.

Для кризисного периода оперативность и качество реагирования Нацбанком на складываю­щуюся ситуацию следует признать отличной.

Важно, чтобы регулятор действовал проактивно и дальше – в момент, когда кризис будет подходить к концу.

Инфляция и деловая активность вот-вот замедлятся: динамика цен на социально значимые продовольственные товары в апреле уже начала замедляться. На фоне укрепления тенге импорт начнет оказывать все более серьезное давление на внутреннее производство, которое заинтересовано в более доступном заимствовании, чем сейчас. Монетарная политика должна отреагировать на эти изменения заранее, учитывая, что она работает с лагом в несколько месяцев, а эффекты от повышения ставки накапливаются и также догоняют экономику с задержкой. Это значит, что со снижением базовой ставки лучше не затягивать. На мой взгляд, важно действовать на опережение, и я не удивлюсь, если уже на следующем заседании будет принято решение о снижении ставки.

Читайте также