Что посмотреть на майские праздники

Опубликовано (обновлено )
Три неплохих сериала для выходных

Рецензии Kursiv.media на «Ночные вызовы» с Мартином Фриманом, проект HBO «Полиция Токио» c Энселом Элгортом и «Лунный рыцарь» с Оскаром Айзеком.

«Ночные вызовы»

Для рекомендации к просмотру этого мини-сериала достаточно было написать одну строчку — это снял Тим Милантс, режиссер «Острых козырьков», одного из самых популярных британских шоу о банде братьев с цыганской кровью, чей недавний 6-ой сезон горячо обсуждался фанатами. Хотя новое детище Милантса выглядит достаточно камерным и лаконичным, и состоит всего из 6 эпизодов, за отведенные ему 6 часов (каждая серия длится чуть меньше часа) он успевает так захватить зрителя и влюбить его в себя, что аудитории тут же хочется потребовать продолжения. Особенно если учесть, что проект выглядит максимально достоверным, ведь сценарий к нему написал не какой-нибудь фантазер и писака, а бывший офицер полиции, ушедший на фриланс — Тони Шумахер.

Главный герой «Ночных вызовов» — рядовой ливерпульский полицейский по имени Крис, страдающий от депрессии, профессионального выгорания и собственной ничтожности (трогательная и очень сложная роль Мартина Фримана). Незадолго до событий в сериале его понизили, пригрозив выгнать из органов, и сейчас он ходит к корпоративному психологу, а та не соизволит запомнить его имя и путает его с другим клиентом. У Криса нет даже надежного тыла, он как бы женат (супругу играет МайАнна Беринг) и у него есть ребенок, но все это будто формальность — у них нет ни времени пообщаться с друг другом, ни желания это делать. Герой Фримана с утра до вечера на работе и вся его жизнь — это одни сплошные ночные смены и ежесуточные разборки, причем, не только с хулиганами, наркоманами и сутенерами, но и с городскими сумасшедшими.

Несмотря на все эти трудности, включая смертельно больную маму (Рита Ташингем), Крис добросовестно патрулирует улицы Ливерпуля и выполняет свою работу довольно эффективно. Пусть даже совсем не по инструкции — может припугнуть местную шпану, хорошенько их отметелив, может, цинично поесть на месте преступления или перехватить у скончавшегося человека пачку сигарет, а еще у него он на связи с местными драгдиллерами. Словом, не вылизанный для экранных историй коп, а нэйтив-полицейский, от действий которого у его молодой и наивной напарницы Рэйчел (Эделайо Эдедайо), просто глаза на лоб лезут.

Не смотря на достаточно нелицеприятный портрет, Крис тот самый неравнодушный полисмен, который помогает людям не по долгу, а по доброте душевной. Во время очередного дежурства он решил кое-кого спасти и хотя его жизнь потом превращается в ад, все равно получается, что выручив кого-то, он прежде всего спасается себя и свою душу.

В сериале много того, за что можно похвалить — это и живая история настоящего, не туристического Ливерпуля с его обитателями, и отличный, держащий внимание зрителя сценарий, и добротная режиссура, и парадоксальный главный герой — коп, который нарушает устав и якшается с барыгами, но при этом болеешь за него так, будто бы он воплощение мечты о полицейском. Нуар-тональность «Ночных вызовов», его мрачное обаяние и, конечно, удивительная и многогранная роль Мартина Фримана в этом проекте делает этот проект особым. Полицейский на грани нервного срыва, который травмирован своей профессией — это интересное и достойное сочувствия зрелище. Потратить 6 часов на это совершенно не жалко.

«Полиция Токио»

HBO Maх только что завершил показ ретро-сериала, посвященного криминальному миру Японии конца 90-х. Это восьмисерийное шоу о том, как американец становится своим как среди токийских полицейских, так и в мире якудза, спродюсировал легендарный голливудский режиссер Майкл Манн, автор гениальной «Схватки» с участием Де Ниро и Аль Пачино. Он также снял пилотную серию проекта и попытался передать «Полиции Токио» стилистику своих криминальных фильмов. Пусть это и не получилось в полной мере, но авторы явно старались. Сериал выглядит олдскульным, атмосферным и порой по-настоящему завораживающим шоу, где вся жизнь проходит в ночных барах с неоновыми вывесками, а смерть приходит только с разрешения твоего оябуна (главы мафиозного клана).

Все эти брутальные азиатские мужчины с красивейшими татуировками на все тело, нежные и покорные японские женщины, их экзотические ужины с соусами из настоящих шершней и будни, где люди публично сжигают себя из-за долгов мафии, все это возвращает в нас во времена, когда фильмы об якудза были очень популярными. Если верить японским газетам, настоящих якудза в Японии осталось очень мало, власти им создают такие препоны (например, невозможность иметь даже собственный банковский счет в течении пяти лет после освобождения из тюрьмы), что они выходят из преступных группировок и предпочитают заниматься чем-то легальным.

История в «Полиции Токио» вдохновлена автобиографической книгой американского журналиста Джейка Адельштейна, переехавшего в юности из далекого Миссури в столицу Японии и добившегося успеха в японских СМИ. Он становится первым иностранным сотрудником крупнейшей местной газеты Yomiuri Shinbun и крутым криминальным репортером. Чуть позже он напишет книгу «Tokyo Vice: American Reporter on the Police Beat in Japan», которая заинтересует американских кинопродюсеров. Сам он, говорят, до сих пор живет в Японии и ведет колонку в каком-то из изданий.

Итак, Токио, конца 90-х, молодой Джейк Адельштейн (Энсел Элгорт) сдает государственные экзамены на японском языке и демонстрирует очень высокие (особенно для иностранца) результаты, к нему присматриваются. Мечта Джейка — работать в штате знаменитой токийской газеты и вести там криминальную хронику и скоро его принимают туда на испытательный срок в качестве стажера. Журналиста, как известно, кормят ноги и умение заводить нужные связи и источники информации, а как это делать американцу, который никого в Токио не знает, совершенно непонятно. Тем более, что Япония тех лет показана неуютной, ксенофобской страной, где каждый второй высокомерно зовет Адельштейна «гайдзином», то есть «иностранцем», «чужаком», «пришельцем», и принимать его в свои не спешат ни коллеги, ни начальство, ни токийские детективы, ни, разумеется, грозные якудза.

Но энергичный и неутомимый Адельштейн не отчаивается, он усиленно ищет контакты с полицией и мафией, для чего кормит обедами плохих копов (Хидэаки Ито), угощает мороженым детей хороших копов (детектива Хирото Катагири играет знаменитый Кэн Ватанабэ) и делает неэлегантные комплименты молодым якудза (Се Касамацу) — что-то вроде «какие классные у тебя кроссовки!». Также заводить правильные связи Джейку помогает американка Саманта (Рейчел Келлер), работающая в ночном клубе, она что-то среднее между хостес и гейшей — мужчины заказывают дорогущие спиртные напитки и пьют в ее компании, а она их развлекает. Чем больше они выпьют, тем больше она заработает.

Пока Адельштейн налаживает отношения со всеми, кто может сливать ему эксклюзивы, парню доверяют только мелкие задания, а его уже тянет на большие дела. Он хочет провести журналистское расследование серии суицидов — люди, у которых были большие долги начали массово уходить из жизни и их имущество куда-то исчезало, похоже, переписывалось на счет мафии. Но одного рвения в этом деле тут оказалось недостаточно, Джейк сталкивается с другой правовой системой и иным менталитетом. Оказывается, в Японии 90-х убийством признавались только те случаи, когда у преступления был свидетель, все иные прецеденты таковыми не считались, даже если человек явно заколот мечом и брошен на мосту. Нет свидетелей — нет и убийства.

И если в понимании Адельштейна хороший полицейский — это тот, кто воспользовался полученной информацией и арестовал крупную партию наркотиков у одной из банд, то в понимании японских детективов, хороший коп тот, кто не допустил кровопролитную войну между кланами, которые сливают друг на друга компромат и борются друг с другом при помощи властей. Наблюдать за раскрывающейся здесь разницей между восточной и западной культурой очень интересно. К примеру, считается, что настоящий якудза никогда не станет иметь дела с журналистом, тем более, если он годзин, но если трубку в редакции снимет какая-то дама, как в сериале, то он лучше будет говорить с годзином, чем с женщиной.

Смотреть как герой Элгорта очаровывает то местных копов (он учит одного из них ухаживать за европейской девушкой взамен на информацию), то ровесников из числа якудза (он даже обсуждает с ними творчество Backstreet Boys), то шефиню-кореянку, то девушек из Восточной Европы, которые приехали в Японии за легким заработком, приятно. И большая заслуга в этом самого Энсела Элгорта — обаятельного высоченного парня с обезоруживающей улыбкой. Звезда «Малыша на драйве» и спилберговской «Вестсайдской истории», кажется, единственный из голливудских актеров, над которым зависла культура отмены (его обвиняла одна из девушек в домогательствах), но так по-настоящему и не коснулась. Немного фем-атаки в его аккаунтах в соцсетях, год публичного забвения и все обошлось.

Изначально «Полиция Токио» задумывалась как полнометражный фильм, где главную роль должен был сыграть британец Дэниэл Рэдклифф. Но в итоге вместо этого решили снимать сериал, а звезду «Гарри Поттера» заменил американец Энсел Элгорт.

«Полиция Токио» — это далеко не самый захватывающий криминальный сериал, в нем нет ни знаменитой азиатской жестокости, ни живописных убийств, ни сложносочиненного экшна и драк, скорее это красивый и по-своему увлекательный проект о трудностях адаптации одного американца в Японии. Смотреть приятно, но необязательно.

«Лунный рыцарь»

На Disney+ завершается новый сериал кинематографической вселенной Marvel «Лунный рыцарь» с Оскаром Айзеком в главной роли — уже показали 5 серий из 6-ти. Зрелище получилось любопытное и не очень похожее на то, что обычно выпускает марвеловская кинофабрика. Начинается «рыцарь» в духе старого развлекательного кино, совсем как «Ночь в музее» с Беном Стиллером, затем, когда герой отправляется в вынужденное путешествие проект приобретает черты «Мумии» и «Индианы Джонса». А ближе к финалу шоу превращается в сюрреалистический триллер, что-то вроде «Бойцовского клуба» Финчера и «Острова проклятых» Скорсезе. Разумеется, вышеперечисленные референсы указаны в качестве гигантского аванса, ничего шедеврального в «Лунном рыцаре» искать не стоит, он лишь повод скоротать пару вечеров и то, если хиты закончились.

Сериал начинается с будней музейного работника Стивена Гранта (Оскар Айзек). Каждое утро он просыпается в своей маленькой квартирке с цепью на ноге — перед сном он приковывает себя к кровати, потому что хочет быть уверенным, что к началу рабочего дня он будет у себя дома, а не где-то в незнакомом месте, как это часто у него случается. О своих ночных приключениях Стивен никому не рассказывает, но легче от этого не становится — однажды бедолага оказывается в странном местечке, как будто бы из прошлого века, где за ним открывают охоту. Некий Артур Хэрроу (длинноволосый Итан Хоук) явно путает мужчину с кем-то, он называет его наемником и требует у него вернуть украденный артефакт — древнюю статуэтку скарабея. Стивен ничего не понимает, но вскоре узнает, что отношение к разыскиваемому он все-таки имеет.

Оказывается, у него диссоциативное расстройство личности и в нем — скромном музейном работнике, который лучше ладит с древнегипетскими текстами, чем с девушками, живет несколько личностей, в том числе, бывший военный, искатель приключений и альфа-самец Марк Спектор. Во время одно из своих археологических вылазок, тот чуть не умер и если бы не египетский бог Луны Хонсу, он давно бы был в царстве мертвых. Хонсу сделал Спектору предложение, от которого было нельзя отказаться: он обещал вернуть наемника к жизни, но только если Марк согласится иногда быть его земным воплощением и время от времени выполнять задания. За это Хонсу наделит смертного сверхспособностями, волшебным костюмом и званием Лунного рыцаря.

На первый сезон у Хонсу, Гранта-Спектора и его жены Лейлы (археологшу играет египетско-палестинская актриса Мэй Каламави) должны остановить кровожадную древнеегипетскую богиню Амат, которая сжирала сердце каждого грешного, получившего обвинительный приговор от богов. В 6-ти эпизодах авторы постарались максимально доходчиво и нескучно донести историю одного из самых сложносочинённых марвеловских героев. Правда, четкого жанра они не придерживаются и в итоге, «Лунный рыцарь» — это дикий микс всего со всем, тут и элементы супергеройского боевика, правда, с наивными спецэффектами, и роскошная, богатая на сюжеты и персонажей древнеегипетская мифология, и семейная драма, и история о детских травмах, и сюрреалистистика, и мрачный хоррор, и мистическое кино. Вся эта мешанина глубины хоть и не добавляет, но, во всяком случае, и не раздражает.

Творческая команда у «Лунного рыцаря» небанальная: за сценарий отвечал Джереми Слэйтер (чье творчество не раз критиковали, но это ему не помешало стать автором фильмов «Фантастическая четверка» и «Тетрадь смерти», а также сериалов «Академия «Амбрелла» и «Экзорцист»). Режиссером же «Лунного рыцаря» приглашен Мохамед Диаб, известный своим жестким, остросоциальным авторским кино. Его дебютная картина «678» о домогательствах женщин в Каире является одной из самых титулованных лент в Египте за всю историю, а одна из его работ «Противостояние» о египетской революции участвовала в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2016 году. За год до «Лунного рыцаря» Диаб снял драму «Амира» о палестинской девочке, которую зачали при помощи контрабандой спермы — ее отец сидел на тот момент в тюрьме. Впрочем, в сериале от его авторского стиля ничего нет.

Так или иначе, но «Лунный рыцарь» выглядит интересным и не самым банальным экспериментом Marvel и Disney +. Во многом это благодаря исполнителю главной роли — потрясающего Оскара Айзека, которому пришлось играть не одну версию себя, меняя не только характер, мимику, но и даже акцент. Посмотреть сериал можно, хотя бы для того, чтобы вновь перечитать всю древнеегипетскую мифологию.

Читайте также