Research

В I квартале 2022 года экспорт РК вырос на 66%

Kursiv Research подготовил обзор экспортной карты страны

В первые три месяца этого года взрывной рост объемов поставок казахстанских экспортеров за рубеж достигнут за счет благоприятных цен на сырье.

Kursiv Research впервые в 2022 году подготовил обзор экспортной карты Казахстана, чтобы выявить точки роста и стресса по основным направлениям. В январе – марте этого года казахстанский экспорт вырос на 65,8% и достиг $19,1 млрд – рекорд за последние пять лет. Основным источником роста стали цены на энергетические коммодитиз, которые с марта 2022 года находятся на десятилетнем максимуме из-за вторжения российских войск на территорию Украины.

Стабильная нефть и плюс сера

Нефть – для Казахстана экспортный товар номер один – принесла стране почти $11,1 млрд (+98%). Двукратный рост экспорта по этой позиции вызван в первую очередь удорожанием черного золота на мировых рынках. В начале года нефтяные котировки, поддерживаемые мегасделкой ОПЕК+, продолжили прибавлять. Но в марте – на фоне усиления геополитической напряженности после обострения конфликта вокруг Украины – они ускорились и пробили отметку $120 за баррель, достигнув десятилетнего максимума. В результате усредненная стоимость эталонной марки Brent за три первых месяца составила $99 за баррель (+63,4%).

Цены – главный, но не единственный фактор роста. Добыча нефти и газоконденсата в отчетном периоде выросла до 22,7 млн т (+7,4%). Из отчета нацкомпании «КазМунайГаз» следует, что дополнительные объемы преимущественно обеспечили два из трех крупнейших месторождений – Кашаган и Тенгиз.

Экспортным товаром РК номер два является медь. Для более детализированной классификации Kursiv Research использует 6-значный код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Поэтому в нашем топ-10 ключевых товаров две позиции из этой когорты: катодная медь (второе место), а также медные руды и концентраты (пятое место). Они в сумме принесли стране почти $1,3 млрд.

Казахстанским экспортерам красного металла также благоволят цены. Среднеквартальная цена на этот металл достигла почти $10 тыс. за тонну, превысив уровень предыдущего года на 17,8%. Поэтому экспортная выручка от катодной меди выросла на 22,4% (до $857 млн), от медных руд и концентратов – на 47,4% (до $431 млн). Причем отгрузка в физических величинах катодной меди осталась на прежнем уровне (+1,9%), а поставки медных руд и концентратов выросли на треть, что, собственно, и обеспечило более высокую динамику по ним.

Экспортные потоки укладываются в динамику производства. В натуральном выражении выплавка рафинированной, необработанной, а также нелегированной меди в отчетном периоде сократилась на 0,4%, тогда как производство медных концентратов увеличилось на 19,7%.

Для экспортеров черных металлов первые три месяца 2022 года оказались неоднозначными. С одной стороны, им не благоволили ни мировой спрос (мировые цены на железную руду упали на 14,8%), ни динамика внутреннего производства (производство железорудных концентратов сократилось на 8,7%, агломерата – на 4%, а выпуск окатышей увеличился всего лишь на 2,3%). С другой – экспорт продукта номер три, феррохрома, увеличился на 55,8% (до $592 млн).

Все ключевые экспортные товары закрыли I квартал с плюсом: экспорт пшеницы вырос на 112,1% (до $565 млн), урана – на 193% (до $349 млн), природного газа – на 20,4% ($320 млн), необработанного цинка – на 65,8% ($220 млн), нефтяных масел – на 33,1% ($210 млн).

Неожиданно среди топ-10 экспортных товаров, хотя и на последнем месте, оказались поставки серы – лидер по темпу прироста (+264,1%). Экспорт этой продукции принес стране $199 млн. Напомним, что в середине прошлого года «Тенгизшевр­ойл» запустил завод на Тенгизе, ежемесячная производственная мощность которого составляет 40 тыс. т гранулированной серы. Дополнительные объемы серы закупили страны, являющиеся традиционными импортерами этого продукта из РК: Бразилия увеличила объем почти в 7 раз, Израиль – в 5 раз, Марокко – в
4 раза, США и Россия – в 3 раза.

По итогам первых трех месяцев текущего года на топ-10 экспортных продуктов РК пришлось 77,4%. Годом ранее топ-10 собирали 71% совокупного экспорта. Концентрация экспорта увеличилась из-за резко возросших цен на нефть.

Штаты, Сингапур и Бруней

Географическая концентрация, как и товарная, остается высокой. В I квартале 2022 года на три ключевых направления – ЕС-27, Китай и Россия – приходится 62,8% доходов от экспортных операций. Но она уменьшилась: в аналогичном периоде прошлого года вышеназванные направления обеспечили Казахстану 66,6% внешнеторговой выручки. Также отметим, что по всем трем направлениям зафиксирован пятилетний максимум.

Евросоюз – ключевой торговый партнер, и его интересует преимущественно казахстанская нефть, доля которой в торговых операциях в январе – марте текущего года составила 88,6%. На этих сделках РК заработала $6,9 млрд, что на 71% больше прошлогоднего результата. Оптимистичную картину портит статистика в разрезе физических величин: объем снизился на 4%, или на 476,8 тыс. т.

Китай – второй по величине экспортный рынок для нас – интересуют казахстанские углеводороды и металлы. Из традиционных товарных позиций Поднебесная увеличила закупки катодной меди на 46% (до $653,1 млн), сырой нефти – на 231,9% (до $618,8 млн), медных руд – на 51,4% (до $376,1 млн), природного газа – на 31,3% (до $266,1 млн), агломерированного железа – на 65,7% (до $98,9 млн) и неагломерированного железа – на 9,9% (до $36,5 млн). Были сокращены поставки феррохрома на 18,9% (до $180,8 млн), концентратов драгоценных металлов – на 24% (до $48,4 млн) и нелегированного цинка – на 59,9% (до $43,4 млн).

В топ-10 экспортных товаров РК в Китай оказались поставки сырого масла (подсолнечного и сафлорового). Было отгружено продукции почти на $36 млн (+532%). В следующие месяцы эта продукция вряд ли окажется среди быстрорастущих статей, поскольку эксперты отрасли утверждают, что Китай начал снижать закупки в Казахстане.

Россия – третий по величине экспортный рынок для Казахстана. В отчетном периоде в этом направлении самая слабая динамика (+12,8%) среди топ-10 крупнейших экспортных рынков РК. Санкционное давление отра­зилось замедлением российской экономики: в марте – до 1,6% (г/г), в январе и феврале темпы были куда динамичнее – 5,8 и 4,3% соответственно. Экономику РФ поддержала добыча полезных ископаемых, но падают обороты в машиностроении и металлургии, а это важнейшие потребители казахстанских руд, концентратов и металлов.

Динамика российской экономики отразилась на казахстанских поставках. Отгрузка неагломерированного железа, главной экспортной статьи в Россию последних лет, сократилась на 31,6% (до $124 млн). Упал экспорт оцинкованного плоского проката – на 10% (до $73,3 млн) и плоского проката из железа и стали толщиной 3 мм – на 17,8% (до $63,9 млн).

Но вырос экспорт плоского проката из железа и стали толщиной более 10 мм – на 43% (до $117,7 млн), оксида алюминия – на 205,2% (до $99,2 млн), концентратов драгоценных металлов – на 29,2% (до $90,4 млн), урана – на 51% ($86,2 млн), агломерированного железа – на 5,6% (до $75,4 млн) и природного газа – на 48,5% (до $54,1 млн). Новички в топ-10 крупнейших экспортных товаров РК в РФ – прочие части локомотивов. Отгрузки этой продукции прибавили 184,9% (до $42,5 млн).

В структуре десяти крупнейших стран-партнеров заметные изменения. Если сравнивать с ситуацией первых трех месяцев прошлого года, десятку покинули Индия, Великобритания и ОАЭ. Индия резко сократила импорт (на 67%), поскольку переориентируется на российскую нефть, которую может получать со значительным дисконтом из-за санкционного давления на РФ. Напомним, что по результатам трех месяцев прошлого года нефть в казахстанском экспорте в Индию заняла 95,5%.

Новыми крупнейшими направлениями по результатам I квартала 2022 года являются США ($448,9 млн), Сингапур ($416,7 млн) и Бруней-Даруссалам ($343,6 млн). В структуре контрактов со Штатами превалируют нефть (70,4%) и феррохром (11,2%). Сингапур и Бруней интересует исключительно черное золото.

Турецкий берег казахстанского экспорта

В начале мая президент РК Касым-Жомарт Токаев с государственным визитом посетил Турецкую Республику. Руководители двух стран договорились вывести взаимоотношения между Казахстаном и Турцией на уровень расширенного стратегического партнерства, а взаимный товарооборот довести до $10 млрд (в прошлом году он составил $4,1 млрд).

Было заявлено, что наша страна готова нарастить несырьевой экспорт на $547 млн по 89 позициям, среди которых продукция машиностроения, химической, металлургической, пищевой и аэрокосмической промышленности. Правительства двух стран договорились о создании межведомственной рабочей группы, эксперты которой проработают с бизнес-ассоциациями обеих стран возможности отраслей и предприятий по расширению и углублению промышленной кооперации.

Расчеты экспортного потенциала ITC показывают, что наибольший потенциал казахстанских экспортеров на турецком направлении сосредоточен в группах товаров с низкой добавленной стоимостью. Среди них лом черных металлов (разрыв между потенциалом и фактом – $164,9 млн), пшеница твердых и мягких сортов ($97 млн), плоский прокат толщиной более 3 мм ($41 млн), нелегированный цинк ($27 млн), семена подсолнечника ($22,3 млн) и оцинкованный плоский прокат ($20 млн).

В целом к 2026 году, по расчетам ITC, Казахстан может нарастить экспорт в Турцию на дополнительные $662 млн, если будут преодолены бюрократические трения и улучшено межфирменное сотрудничество. Сейчас же Турция входит в топ-10 важнейших для нас экспортных направлений, по итогам I квартала 2022 года она на четвертом месте. Турецкий бизнес больше всего интересуют наша нефть, медь и цинк – на эти товарные группы в отчетном периоде пришлось 87,3% от всего экспорта РК в Турцию.