Новые «Фантастические твари», «Зима в рехабе» и Aool House: обзор кинопроката

Опубликовано (обновлено )
Kursiv.media рассказывает о трех новинках этой недели
Kinopoisk.ru

Начались школьные каникулы, а прокат суровее некуда: из голливудских новинок – третья часть долгожданного спин-оффа «Гарри Поттера». В нем магические зверушки и их лучший друг Ньют Саламандер отошли на второй план, и у авторов получился душный проект о магии фашистских лозунгов и самых фантастических тварях, которых вы когда-либо видели. А среди казахстанских лент в кинотеатрах на этой неделе два новичка – это документальный фильм Каны Бейсекеева «Зима в рехабе» о жизни людей, которые лечатся от наркомании и алкоголизма в одном из отечественных центров по лечению и реабилитации зависимых людей, и тинейджерская комедия о мечте всех юных казахстанцев стать звездой TikTok и зарабатывать на нем большие деньги.

Внимание — в тексте множество спойлеров!

«Фантастические твари: Тайны Дамблдора»

Прежде чем приступить к рецензии, обозначим краткий синопсис третьей части популярной франшизы, которая пока еще способна собрать зрителей, но, кажется, это ее последние гастроли. Итак, мир фантастических тварей, а также обитающих в нем магов и маглов (они не обладают волшебными способностями) оказывается в опасности. Злодеи убивают самку цилиня (это китайское существо, похожее на косулю, покрытой драконьей чешуей) и похищают ее малыша, а он – мерило всего чистого на земле, ведь он кланяется только тому, кто так безупречен, что заслуживает вселенского подчинения. Все знают, что это к беде – кто-то явно хочет стать образцом чистоты и получить мировое господство, с этим будет бороться сильнейший маг своего времени Альбус Дамблдор (Джуд Лоу) и его магическая команда.

Начинается триквел популярной франшизы так, будто бы это какой-то артхаусный фильм из программы европейского фестиваля: в ресторане сидят двое мужчин: с одной стороны стола герой Джуда Лоу, с другой – Мадса Миккельсена (напомним, он там главный злодей Геллерт Грин-де-Вальд), они ведут интимную беседу и говорят о своих отношениях с друг другом – один был влюблен в другого, пока их пути не разошлись из-за фашистских взглядов Геллерта. Если не знать, что эти двое – директор знаменитой магической школы Хогвартс и его давний «друг» – темный маг, желающий уничтожить всех маглов и собирающийся прибрать весь мир к рукам, можно было бы подумать, что сейчас развернется утонченная гей-драма о любви фашиста и его оппонента, но нет, дальше авторы предпочитают двигаться по уже пройденным тропам: чтобы обезвредить негодяя Грин-де-Вальда Дамблдору дают в помощники целую команду, в которую входят магический зоолог Ньют (Эдди Редмейн), его брат-чиновник из Министерства магии Тессеус (Каллум Тернер), помощница Ньюта – тихая Банти (Виктория Йейтс), пекарь-магл с разбитым сердцем Джейкоб Ковальски (Дэн Фоглер), французский чародей сенегальского происхождения Юсуф Кама (Уильям Надилам) и темнокожая преподавательница, профессор заклинаний Юлали Хикс (Джессика Уильямс). Увы, несмотря на все это разнообразие, миссия по спасению магического мира получилась скучной.

Kinopoisk.ru

«Фантастических тварей» полюбили за волшебный зоопарк, созданный фантазией Джоан Роулинг и современными спецэффектами. Первый фильм, где в центре истории был стеснительный, смущающийся ботан – магический зоолог, защитник фантастических тварей Ньют Саламандер (Эдди Редмейн) – было приглашением в магический мир, где живут самые умилительные животные на свете: растениеподобные лечурки, которые могут прятаться в карманах, проворно бегать и красть ключи для своего хозяина, падкие на все блестящее клептоманы – нюхли, похожие на помесь крота с утконосом, нежные лунтелята, которые выходят из подземелья только в полнолуние, трехголовые змеи – оттискруны, у каждой головы которых своя задача: левая – планирует, средняя – мечтает, правая – критикует и обладает чрезвычайно ядовитыми зубами, и так далее. Были в этом уникальном бестиарии даже украинские сталебрюхи – что-то среднее между драконами и динозаврами (правда, в фильме о них лишь упоминали).

Почему мы о них вспомнили сейчас? Потому что содержание новой картины уж очень напоминает современную новостную хронику, судите сами: в новых «тварях» один непомерно амбициозный маг делает все, чтобы любыми путями пролезть во власть, а затем хочет установить новый миропорядок, другой пытается ему противостоять вместе с остальной частью мира, в котором представлено чуть ли не все мировое сообщество с его гендерным и расовым разнообразием (дайверсити соблюдено и в социальном статусе, и в магическом тоже – там есть и не волшебники).

Первая часть «тварей» еще умудрялась одновременно работать на две аудитории – детскую и взрослую, там не только развлекали смешными зверушками, но и обсуждали важное – говорили об экологии и о необходимости защиты редких и исчезающих видов животных, рассуждали о популизме политиков и их манипуляциях, и о том, как можно работать и во благо, и во вред, прикрываясь одними и теми же идеями. Было ощущение, что для детей там зоопарк, а для их родителей – все остальное, к примеру, ретро-атмосфера «тварей» с нью-йоркскими притонами незадолго до Великой депрессии. Но с каждой новой частью (их было задумано пять, но похоже, будет только три) фильм становился взрослее, серьезнее, а вместе с ним удушливее.

Уже во втором фильме Ньюта Саламандера самого определили в отдел симпатичных и смешных зверушек, а главным героем стал маг Альбус Дамблдор (Джуд Лоу) и на первый план вышло его противостояние с Грин-де-Вальдом (Мадс Миккельсен). Напомним, что в «Преступлениях Грин-де-Вальда» (это название второй части) темному магу удалось переманить в свою армию часть волшебников, среди которых был и злющий Криденс Брэнбоун (Эзра Миллер). Он, как мы помним, по финалу второй части, сделанного в лучших традициях мексиканского кино, оказался из Дамблдоров. Парень тоже талантлив в магии – Дамблдор все-таки, но будет сражаться с родственниками яростнее остальных – и на это у него свои причины.

А вот вся третья часть франшизы посвящена и не тварям вовсе (во всяком случае, не из мира животных), а скелетам в шкафу Дамблдора-старшего – от его гей-линии до семейных тайн и травм и объяснений, почему он не может поднять руку (а точнее палочку) на бывшего друга. И эта смесь психоанализа с мыльными операми и крутыми спецэффектами – не самая удобоваримая. Детям запомнятся только танцы Саламандера с кровожадными то ли крабами, то ли скорпионами, а взрослым за время длиннющего сеанса не получится отвлечься от грустных мыслей – о фашизме, о его марионетках, о том, почему некоторым людям так легко очароваться этой идеологией и почему все зло начинается с элементарного – фальсификации на выборах.

Третьи «Фантастические твари» нельзя назвать плохим кино, все же авторы правильно почувствовали настроение общества и создали очередной пророческой проект Голливуда, взять хотя бы эту простую, но очень глубокую фразу: «То, что кажется невообразимым сегодня, станет неизбежным завтра, если это мы не остановим сегодня»… Но получить удовольствие от этого фильма можно разве что наблюдая спецэффекты, особенно в сцене битвы армии Дамблдора с командой Грин-де-Вальда.

«Aool House: Однажды в ауле»

Между двумя довольно мрачными фильмами расскажем о неидеальной, но все же оптимистично настроенной, аутентичной и в целом симпатичной молодежной комедии «Aool House: Однажды в ауле». Это очередной продюсерский проект Эрнара Курмашева (он принимал участие в создании «Районов», «Бизнесменов», мистической драмы «Она» Акана Сатаева, двух частей тинейджерской комедии «Каникулы off-line» и других картин) и Алии Мендыгожиной (она исполнительный продюсер многих лент из этого списка).

Кадр из фильма

По сюжету этой комедии с элементами драмы молодые жители села Сарыбай – это три парня и одна девушка – отчаянно нуждаются в деньгах. Одному нужно вылечить тяжелобольную сестренку (спасать девочку будет Даулет Озбеков), другому необходимо выплатить кредит своего отца (его играет Азат Жумадил – молодой, интересный актер из салемовского веб-сериала Sheker), третьему хочется купить все на свете гамбургеры (смешной и обаятельный Ербол Альмуханов из популярного веб-сериала «Сержан-братан», о котором мы писали), а четвертой – деньги тоже не помешают (это Гайни Жарылкасынова из TikTok-проекта Cool House). Но заработать в ауле невозможно, перспектив для сельчан никаких, поэтому они решают пойти на преступление, тем более они нашли того, кто виноват в их нищете, – проворовавшегося акима (его играет завсегдатай каратасской вселенной Ержанова – лучший актер, изображающий такого рода персонажей, – Ержан Джаманкулов). Именно он обделил их аул и присвоил деньги, выделенные на развитие села. Друзья решают похитить его дочь Мину, модную тиктокершу с синими волосами (ее играет Зухра Сайпи). Но когда аульная четверка крадет девушку, выясняется, что она сама не прочь сбежать из дома и поселиться вместе с остальными в Сарыбае. Там звезда TikTok научит сельскую молодежь зарабатывать деньги из воздуха – в соцсетях, рассказывая всем о жизни в ауле.

Кадр из фильма

Предыдущий проект Курмашева – дилогия «Каникулы off-line» оказалась кассовой – аудитории очень понравилась история о трех друзьях, которые решили зарабатывать на организации этноаула. И Aool House продолжает эту мысль – можно быть успешным, живя даже на отшибе Вселенной, где нет ни нормального санузла, ни хорошо ловящего интернета, нужно просто дружить с технологиями и быстрее остальных улавливать изменения меняющегося мира, например, без скепсиса воспринимать рекламные возможности социальных сетей. Сегодня TikTok – это не какая-то танцевальная площадка для детей, где можно выкладывать короткие видео со своими незамысловатыми телодвижениями, а мощный маркетинговый инструмент для самой молодой аудитории. На данный момент там зарегистрировано около миллиарда пользователей из 150 стран мира.

Более того, казахстанцы там представлены более чем достойно – к примеру, у официального аккаунта Yolo House – это отечественный проект, в состав которого входит 6 популярных тиктокеров и одна тикток-кошка, у него 25,5 млн подписчиков, это больше, чем все население Казахстана. Они, кстати, тоже участвуют в этом фильме, но в качестве звездного камео – и появляются в кадре совсем ненадолго. А у их ближайших конкурентов BIP House – 24 млн фолловеров и тоже больше, чем всех нас вместе взятых, – их синеволосую девушку, известную под никнеймом Luna, которая пришла на показ этой картины и поучаствовала в эпизоде, дети атаковали со всех сторон – а это и есть популярность. С ребятами из другого тикток-дома Kex House (у них 1,3 млн подписчиков) на премьере тоже активно селфились.

К Aool House можно было бы придираться – много дебютантов, молодая и чуть неопытная режиссура, местами разномастная стилистика фильма, эклектичный монтаж (впрочем, это даже фишка), навязчивый продактплэйсмент, есть клише (особенно там, где рассказывают о трудностях сельчан, – ощущение, что смотришь драматический сериал на местном канале), можно выискать какие-то несовершенства в сценарии (взять хотя бы такой момент – откуда может появиться популярный TikTok House в месте, где с интернетом большие проблемы? Это здесь не объясняют, но ведь такие тиктокеры на самом деле есть – о такой девушке, например, рассказывается в одной из ютуб-зарисовок Каны Бейсекеева (читайте ниже). Но все вышеперечисленное не так важно, здесь интереснее подумать о социальном значении картины.

Во-первых, проект пытается не только оседлать модную волну и сделать кино для уже готовой аудитории – тиктокеров (что тоже неплохо), но и осмысляет феномен тикток-домов, в которых собираются и живут юные контент-мейкеры: он легко, ненавязчиво, с юмором, а кое-где с болью, рассуждает о том, как изменилось время – сегодня те, кто производит контент, зарабатывают, пожалуй, больше, чем люди рабочих профессий, например, чабаны. Как так произошло, что больному ребенку государство не может помочь и родители обращаются как раз к блогерам и тиктокерам, которые в считаные дни собирают громадные суммы и занимаются благотворительностью в масштабах, которые не снились даже нашим официальным меценатам? Почему проворовавшийся аким – это не уникальный герой? И отчего детям так нужно внимание других, незнакомых им людей? Быть может, потому, что дома на них всем наплевать? Как на героиню фильма Мину?

Кроме того, «Aool House: Однажды в ауле» – это редкий случай в казахстанском кино, где девушка – это не просто подруга главного героя, а полноценный персонаж, который двигает основную линию. Это современная, инициативная и независимая девушка, и сразу видно, что сценарист женщина – Айнур Мубарова: ее героиня живая, непосредственная и настоящая, а не такая, какой должна быть женщина, по мнению наших многочисленных сценаристов-мужчин. И это похвально. К тому же Мина – это неплохая ролевая модель для подрастающего поколения: смелая, самостоятельная и не нуждающаяся ни в чьей помощи или одобрении героиня.

Также стоит отметить актерские работы – мы видим, как на наших глазах рождаются новые звезды: Зухра Сайпи, Азат Жумадил и новая звезда комедии Ербол Альмуханов (его мы заметили еще в «Сержан-братан»). В завершение лишь добавим, что фильм выходит в удачное время – ничего нового и интересного для детей прокат не предлагает. Так что свою кассу он соберет.

«Зима в рехабе» Каны Бейсекеева

Канат Бейсекеев – молодой казахстанский режиссер-документалист, который своими фильмами и проектами заработал в YouTube аудиторию в 220 тысяч подписчиков, что вызывает уважение. Хотя бы потому, что Кана, как он сам себя представляет публике, чаще всего снимает социальные проекты, которые не особо жалуют любители развлекательного контента. А таких в соцсетях большинство.

Кадр из промо / Канат Бейсекеев

Самые популярные картины Бейсекеева, начавшего снимать 6 лет назад и успевшего экранизировать около 100 историй, – это серия лент о наших бывших соотечественниках, живущих сейчас в Америке, в героях там был и нью-йоркский коп-казах, и контрактник американской армии, и дальнобойщики, переехавшие в Штаты за лучшей жизнью, и казахские дети, которых усыновили граждане США, и другие люди. Неплохо приняли и его цикл программ о казахах, осевших в других странах – Турции, Узбекистане, Иране, России.

Кана – один из немногих авторов, кто работает на широкую публику и готов говорить с аудиторией своих сверстников о важном, он не просто отслеживает тренды (например, развитие жанра стенд-ап в СНГ), но и формулирует вопросы обществу от своего поколения. Его интересуют не только популярные комики (Нурлан Сабуров), музыканты (Галымжан Молданазар) и тиктокеры (он снимал, как соцсеть помогает сельскому хозяйству), но и гастарбайтеры (им посвящена душещипательная лента «Мама онлайн: истории трудовых мигранток в Москве»), узники китайских лагерей перевоспитания (страшная и редкая документальная драма «East Turkistan: право на свободу»), жертвы экологических катастроф (об Арале), правовой системы («Устаз» включает эпизод о карагандинском учителе, который сидел по статье за терроризм), люди, пострадавшие от домашнего насилия и наркозависимости.

Последним и посвящен первый фильм Бейсекеева, который выйдет в кинопрокат, пусть пока и в ограниченный – его часовую ленту «Зима в рехабе», спродюсированную его давним партнером Кайратом Нурмугамбетовым, можно будет видеть сначала в Алматы, а затем и в столице. Правда, лицезреть снятое можно будет всего несколько дней – в алматинском прокате картина будет с 30 мая по 6 июня в сети кинотеатров Cinemax.

Выход «Зимы в рехабе» в прокат – это важное событие для культурной жизни Казахстана хотя бы потому, что проект призван менять кинопривычки нашей аудитории, а заодно и проверить, готовы ли люди смотреть на большом экране тяжелые документальные киноленты о самых проблемных точках нашего общества и платить за контент. Картина Бейсекеева достаточно проста и предельно аккуратна, и рассказывает о нескольких днях жизни в павлодарском центре по реабилитации и лечению людей, которые борются со страшной зависимостью.

Кадр из фильма

Один из героев делится своими мыслями о том, как наши люди представляют себе наркоманов, по мнению большинства, таких можно определить сразу – они якобы грязные, неухоженные, изможденные и всегда обдолбанные – то, как их часто показывают в кино; на деле же такие признаки говорят о крайней степени наркозависимости, большинство наркоманов выглядит так же, как и остальные, наверное, поэтому даже близкие родственники этих людей до последнего не догадывались об их диагнозе. Это и страшно – при сегодняшнем распространении и доступности наркотиков такое может случиться с каждым, и о том, что человеку требуется помощь, можно догадаться не сразу.

В фильме Бейсекеева герои рассказывают, что пути к наркозависимости и алкоголизму были разными – у одного были обиды на отца, другому было просто интересно и он думал, что легко завяжет, стоит ему только захотеть, третьему надоели быт и рутина, и он решил разнообразить жизнь. Но выход из ситуации у всех этих людей один – многолетнее лечение, почти все они в этом центре не первый раз, они выходят и, как только сталкиваются с обычной жизнью, опять возвращаются к дурному. Оказывается, не до конца слушали врачей и психологов, думали, что они особенные и сами справятся, а особенных там нет – все одинаково страдают, у всех этих молодых и не очень молодых людей жизнь разрушена – их организмы состарены раньше времени, их не хотят брать на работу, с ними не желают общаться родственники, их избегают и сторонятся. Но они сделают все возможное, чтобы победить, во всяком случае, пока они в рехабе.

Будут ли избегать зрители такое кино в прокате? Вопрос с подвохом. Оно не романтизирует тему (несмотря на модное слово «рехаб», которое нередко встретишь в новостях о популярных людях, страдающих наркоманией), но и не стигматизирует ее тоже. Одним словом, «Зима в рехабе» – это тяжелое, изо всех сил пытающееся быть светлым кино о буднях реабилитационного центра для больных с зависимостями. В картине есть надежда – люди вылечиваются, завязывают и возвращаются к жизни, но она все равно будто бы больше действует как предупреждение, написанное крупными буквами – ДАЖЕ НЕ ВЗДУМАЙТЕ. Поддержать проект имеет смысл ради того, чтобы у отечественных документалистов была возможность выходить в кинопрокат. Это было бы, пожалуй, интересно.

Читайте также