Из восьми участников представительского списка KASE пять постановили не выплачивать дивиденды по итогам 2021 года или отложили рассмотрение вопроса на второе полугодие. Еще две компании дивиденды снизили, и только одна объявила об их увеличении. Какими соображениями менеджмент компаний из индекса KASE объяснил свои решения, касающиеся дивидендных выплат по простым акциям, – в материале «Курсива».
БЦК: 20 лет без дивидендов
Общее собрание акционеров Банка ЦентрКредит 20 мая приняло решение не выплачивать дивиденды по простым акциям, а чистую прибыль в размере 20,6 млрд тенге направить на формирование резервного капитала. И это было ожидаемо – напомним, в прошлом году БЦК принял точно такое решение о 12,5 млрд чистой прибыли, заработанных в 2020-м. С 2017 года, когда банк вступил в программу Нацбанка по оздоровлению финансового сектора, БЦК направляет практически всю прибыль на пополнение резервного капитала – суммарно на эти цели уже ушло 75 млрд тенге. Последний раз по простым акциям БЦК выплачивал дивиденды более 20 лет назад (за 1999 год).
Народный банк: такая прибыль нужна самому
Акции Народного банка до сих пор отличались достаточно высокой дивидендной доходностью, за 2020-й год Народный выплатил рекодные дивиденды, несмотря на пандемию. В 2021 году прибыль финансового учреждения выросла на 30%, но Народный банк решил не делиться этой прибылью с акционерами.
«Народный банк объявил о невыплате дивидендов за 2021 год и направлении чистой прибыли на капитализацию в связи с высокой неопределенностью на внешних рынках, и банк готов вернуться к этому вопросу во втором полугодии текущего года», – комментирует глава DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
Прибыль Народного банка за 2021 год составила 462 млрд тенге, и собеседник «Курсива» полагает, что этой суммы будет достаточно и для пополнения резервов, и для выплаты дивидендов. «При сохранении макроэкономической стабильности во втором полугодии, думаю, банк пойдет на выплату дивидендов», – добавил Кастаев.
По мнению аналитика АО «Фридом Финанс» Ансара Абуева, скорее всего, дивиденды у Народного банка будут скромнее по сравнению с прогнозами, которые делались до серии негативных событий на рынке в I квартале. Например, выплаты Народного банка могут снизиться на фоне покупки трети кредитного портфеля уходящего из Казахстана Сбербанка.
Kaspi.kz: хватит и двух кварталов
Акционеры Kaspi.kz 27 мая приняли решение «с учетом ранее выплаченных квартальных дивидендов в 2021 году не выплачивать дивиденды по простым акциям компании за 2021 год». За II квартал прошлого года дивиденды Kaspi составили 415 тенге, за третий – 468. По итогам 2020 года, напомним, компания выплатила дивиденды по простым акциям в размере 888 тенге на одну акцию.
Ксеll: надо хорошо подумать
За 2020 год телеком-компания Ксеll направила на выплату дивидендов 100% консолидированного чистого дохода (17,6 млрд тенге), получилось 87,89 тенге на одну простую акцию.
В феврале 2022 года совет директоров Ксеll рекомендовал общему собранию акционеров выплатить годовой дивиденд по результатам 2021 года в размере 66% от консолидированного чистого дохода (21,5 млрд тенге), или 107,50 тенге на одну простую акцию.
Но 19 мая решение акционеров оказалось другим: не распределять чистый доход АО «Ксеll» за 2021 год, не выплачивать дивиденды по простым акциям. С таким предложением выступил «Казахтелеком» (владеет 51% акций Ксеll). Свою позицию «Казахтелеком» аргументировал нестабильной экономической ситуацией, валютными рисками и необходимостью Ксеll концентрироваться на капзатратах. «Мы предполагаем, что к осени экономическая ситуация как в стране, так и за рубежом стабилизируется, что позволит менеджменту компании пересмотреть подходы к формированию необходимых бюджетов как для развития, так и для выплаты дивидендов за 2021 год в запланированном объеме», – заявил руководитель службы управления внешними активами АО «Казахтелеком» Дамир Муллашев.
«Ксеll объявил об отложенном рассмотрении вопроса по дивидендам за прошлый год. Причины – экономическая неопределенность, политические заявления правительства РК о возможной приватизации одного из мобильных операторов, принадлежащих «Казахтелекому», и собственная потребность Ксеll в капитальных затратах на расширение и модернизацию сети покрытия. Поэтому даже позже в текущем году дивидендов от Ксеll мы не ожидаем», – прокомментировал Мурат Кастаев.
«Казахтелеком»: неожиданный блок
За 2020 год «Казахтелеком» направил на выплату дивидендов 18,53 млрд тенге, или 30% от чистой прибыли, – это 1730,88 тенге на акцию.
В марте 2022 года совет директоров «Казахтелекома» рекомендовал годовому общему собранию акционеров направить на выплату дивидендов 39,5 млрд тенге (43,53% консолидированного чистого дохода). В случае положительного решения акционеры компании получали 3590,39 тенге дивидендов на одну простую акцию.
Но в опубликованной информации о решениях годового общего собрания акционеров зафиксировано, что 30 мая решение о порядке распределения чистой прибыли АО «Казахтелеком» за 2021 год принято не было. Результаты голосования: «за» подано 16 537 голосов, «против» – 5 570 668 голосов, «воздержался» – 681 голос.
Мажоритарный акционер ФНБ «Самрук-Казына» (владеет 51% акций «Казахтелекома») не поддержал предложенный советом директоров размер дивиденда. И это при том, что в состав совета директоров входят два представителя «Самрука», да и на госуровне стоит задача пополнять бюджет за счет дивидендов компаний с государственным участием. В Halyk Global Markets отмечают, что отсутствие консенсуса между советом директоров и годовым собранием акционеров создало прецедент, так как исторически рекомендация по дивидендам от совета директоров принималась общим собранием акционеров.
«КазТрансОйл»: пятикратное сокращение
«КазТрансОйл» по итогам 2021 года направил на дивиденды 10 млрд тенге, то есть 20% от объема чистой прибыли за 2021 год (для сравнения: по итогам 2020 года на дивиденды ушел 91% прибыли). В итоге размер дивиденда по итогам 2021 года составил 26 тенге, сократившись по сравнению со значением предыдущего дивидендного периода более чем в пять раз.
«Это решение уже вызвало большой резонанс в финансовых кругах, так как тут страдают интересы широкого круга инвесторов, поскольку акции эмитента размещались в рамках программы «Народное IPO». С другой стороны, рынок раздражает и причина снижения дивидендов – это не капитальные затраты, не инвестиции, не обратный выкуп, то есть причины, которые еще можно понять и которые могут принести акционерам большую выгоду в будущем. Нет же, сокращение дивидендов связано с ростом расходов на оплату труда и услуги сервисных компаний. То есть по факту компания заявляет акционерам: «извините, вы получите меньше прибыли, потому что мы просто стали тратить больше денег, причем не на инвестиции, а на текущие расходы», – пояснил бурную реакцию акционеров-миноритариев «Казтрансойла» на решение годового собрания Мурат Кастаев.
KEGOC: немного меньше
Дивиденды KEGOC также сократились по результатам деятельности в 2021 году. Коэффициент распределения чистой прибыли снизился с 74 до 67%, а размер дивиденда уменьшился со 152,1 тенге (за два полугодия 2020 года) до 135,57 тенге (дивиденд по результатам двух полугодий 2021 года). «Бизнес-модель оператора электрических сетей РК в меньшей мере зависит от макроэкономической неопределенности, однако сильно зависит от курса доллара, т. к. капитальные затраты и модернизация инфраструктуры требуют расходов в иностранной валюте. Поэтому выплата дивидендов KEGOC за текущий год будет зависеть от динамики курса доллара», – прогнозирует Кастаев.
«Казатомпром»: может себе позволить
«Казатомпром» принял решение направить на выплату дивидендов 227,4 млрд тенге, или 876,74 тенге на одну акцию. Это больше дивидендов за 2020 год – тогда на них ушло 150 млрд тенге (578,67 тенге в расчете на одну акцию).
Компания меньше, чем остальные участники индекса KASE, зависит от экономической конъюнктуры, поскольку спрос на уран гарантирован на десятилетия вперед, а «Казатомпром» является крупнейшим производителем урана в мире, поясняет Мурат Кастаев. Также он напомнил, что 100% своей выручки «Казатомпром» получает в иностранной валюте, поэтому защищен от риска возможных девальваций.
Понять и подождать
Текущий дивидендный сезон выдался значительно слабее предыдущего и отражает как ухудшение внутренней макроэкономической картины, так и осторожный подход компаний на фоне внешних событий и нестабильности валютных рынков, а также некоторые корпоративные события, не связанные с рыночными тенденциями, считает Ансар Абуев.
«Принятые решения вышеперечисленных компаний о сокращении или отказе от выплаты дивидендов связаны с подстраховкой и накоплением/сохранением запаса ликвидности с целью преодоления внешних шоков на фоне наблюдающейся нестабильной рыночной конъюнктуры, связанной с российско-украинским военным конфликтом, волатильностью курса USD/KZT», – соглашаются аналитики Halyk Global Markets.
По их мнению, «Казахтелеком», Kcell и «КазТрансОйл» ждут роста капитальных расходов (относительно показателей 2021 года), и компании приняли решение о сокращении дивидендов, чтобы финансировать свои инвестпрограммы без привлечения дополнительного долга. По мнению представителей Halyk Global Markets, объяснимы и решения Народного банка и Банка ЦентрКредит – перед ними открылись новые возможности развития на фоне санкций против российских банков, но для реализации этих возможностей было необходимо фондирование. Напомним, в апреле 2022 года стало известно о приобретении Народным банком части кредитного портфеля казахстанского Сбера и покупке Альфа-Банка Банком ЦентрКредит.
«Выплата или отказ эмитентов от выплаты дивидендов по-разному воспринимается инвесторами, и нельзя сказать, что на рынке превалирует оптимизм или пессимизм, что можно ожидать резкого притока или оттока инвесторов», – ответил на вопрос «Курсива» о влиянии слабого дивидендного сезона на активность розничных инвесторов Мурат Кастаев.
Ситуация каждого эмитента индивидуальна, говорит он. Кто-то за счет отказа от дивидендов укрепляет свою финансовую устойчивость эмитента и сможет принести большую прибыль акционерам в будущем, и розничные инвесторы это понимают. А у кого-то сокращение дивидендов никак не улучшает положение компании в долгосрочной перспективе, и в таком случае, конечно, воспринимается инвесторами как чисто негативное событие.