Небольшой дефицит тепловозов на второе полугодие прогнозируют в КТЖ

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Он будет связан с сезонным спросом на перевозку зерна и угля

Во втором полугодии 2022 года может возникнуть дефицит в 25 тепловозов. Об этом в ходе заседания общественного совета АО «Самрук-Казына» по итогам деятельности нацкомпании сообщил и.о. генерального директора ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» Владимир Петров.

Он отметил, что дефицит локомотивного парка связан с его выбытием по истечении срока службы.

«Мы частично покрываем этот дефицит за счет более повышенной эффективности – это тяжеловесные поезда повышенного веса и длины. На сегодняшний день дефицита парка нет. Но в связи с тем, что есть определенная неравномерность перевозок, мы ожидаем, что во втором полугодии исторически будут увеличены перевозки угля и зерна. Соответственно, будет возникать дефицит парка по тепловозам в этом году – по нашим расчетам, около 25 единиц магистральных тепловозов. Электровозов – достаточно», – сказал он, отвечая на вопросы.

По его словам, в 2023 году ожидается выбытие электровозов, но компания закладывает в бюджете покупку необходимого объема электровозов и тепловозов. Однако при этом частные перевозчики также должны покупать локомотивы.

«И уже будут наступать эти критические периоды, когда идет увеличение перевозок, а также дефицит электровозов. В целом компания принимает меры и в бюджете заложены средства на закупку новых локомотивов: тепловозов и электровозов собственного производства на наших заводах. Они обеспечивают выбытие этого парка с учетом аналогичного подхода частных перевозчиков, то есть в наших расчетах доля грузооборота, который заберут частные перевозчики – их ответственность по приобретению локомотивного парка тоже», – сказал Петров.

Он подчеркнул, что внутри республики недостаточно вагонов под перевозку угля, зерна и строительных грузов, но есть переизбыток вагонного парка при перевозке на экспорт.

«И здесь есть неудовлетворенность наших грузоотправителей, как малого бизнеса, так и крупных грузоотправителей. Здесь мы со стороны КТЖ-ГП ничего не можем поделать, потому что это рынок. То есть к нам приходит клиент со своим вагоном. По Китаю чисто инфраструктурные ограничения и все эти мероприятия, которые накладываются со стороны пандемии и прочих вещей. На сегодняшний день у нас около 25 тысяч вагоноотправок заявляется в направлении КНР, мы можем обеспечить только в районе 8–9 тысяч вагоноотправок. Это, понятно, ажиотажный спрос. Это рынок, куда все хлынули», – сказал он.

Также Петров заявил, что 75% сдаваемых в Китай грузов – экспорт и только 25% – транзит.

«Причем, хотя транзит – это важнейшая статья для компании, руководством целенаправленно проводится кампания по поддержанию экспорта. При этом мы, конечно, теряем свои доходы, потому что могли бы зарабатывать больше. С августа прошлого года полностью запретили, не пропускаем транзит повагонных отправок, только контейнерные отправки – более дорогие для несубъектов Казахстана. А основную долю наших казахстанских грузоотправителей мы планируем все-таки в вагонах, более дешевая, более эффективная на сегодня перевозка», – сказал Петров.

По его словам, компания также планирует привлекать локомотивы с рынка в виде аренды и других инструментов.

В свою очередь управляющий директор АО «НК «Казахстан темир жолы» по финансам Даир Кушеров сообщил о переговорах со швейцарской компанией Stadler.

«Со Stadler в ноябре прошлого года мы подписали стратегическое соглашение о том, что они заходят: во-первых, покупают завод «Тулпар», на котором раньше производились испанские вагоны «Тальго». Потом организовывают там свое производство и до 2029 года планируют произвести более 500 вагонов Stadler. Дойдут с местной локализацией где-то до 35%. Но понятно, что мы сейчас в стадии переговоров, потому что им нужна гарантия финансирования на 10 лет (офтейк-контракт на 10 лет. – «Курсив»). Но мы, как КТЖ, такой офтейк не можем предоставить, потому что это бюджетный льготный кредит, который мы ежегодно получаем на покупку пассажирских вагонов. Соответственно, сейчас мы с фондом («Самрук-Казына». – «Курсив»), правительством думаем, как этот вопрос решить», – сказал он.

Соответствующие переговоры со Stadler КТЖ вела еще в 2019 году.

В свою очередь председатель правления АО «Пассажирские перевозки» Жанибек Тайжанов сообщил, что парк пассажирских вагонов составляет 1 934 единицы. «87% находится у нашей дочерней компании АО «Вагон-Сервис», и 284 вагона – это последние, которые были приобретены за последние три года при поддержке государства, находятся на балансе у АО «Пассажирские перевозки» – это 12%», – сказал он.

Ранее сообщалось, что КТЖ может закончить год с убытком в 36 млрд тенге. Это связано с ростом себестоимости и возможного снижения объемов транзита.

Читайте также