Депутат предложил оценить ущерб государства от сделок с Jusan Bank

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
А также проанализировать эффективность госпомощи банкам

Эксперты должны оценить ущерб, понесенный государством от сделок с Jusan Bank за последние пять лет. С таким запросом к премьер-министру Алихану Смаилову на пленарном заседании мажилиса парламента 15 июня обратился депутат Канат Нуров.

По его словам, ярким примером неэффективного и «явно нецелевого» использования госсредств является аудированная финансовая отчетность Jusan Bank за 2020 год, представленная в нарушение всех сроков лишь 17 марта 2022 года. Депутат отметил, что этот банк получил из госбюджета более 1,5 трлн тенге ($3,9 млрд) на невыгодных для государства условиях в 2017–2019-е годы; конвертировал 460 млрд тенге ($907 млн) высокодоходных депозитов квазигоспредприятий в долгосрочные облигации с «мизерной» доходностью; получил дополнительную поддержку в 100 млрд тенге в виде реструктуризации своего долга путем продажи своих новых облигаций; продал АО «Самрук-Казына» своих облигаций на 100 млрд тенге с купоном ниже рыночного; продлил сроки погашения долга Казахстанскому фонду устойчивости до 2030 года со снижением процента с 4% до 0,1%.

«Итого его доход от такой модификации обязательств перед государством составил 125 млрд тенге. Таким образом, банк почти половину чистой прибыли за 2020 год получил благодаря помощи и субсидиям государства. Это не было бы проблемой, но банк выплатил своим акционерам дивидендов на более чем 113 млрд тенге (около $250 млн). Получается, не прошло и полгода, как акционеры банка вместо кредитования предпринимательства почти полностью изъяли из капитала банка госпомощь от налогоплательщиков прямо себе в карман? Считаю такое решение о выплате дивидендов из помощи государства изначально аморальным», – сказал Нуров.

Депутат поинтересовался, были ли сделаны исправительные проводки по всем прошлым безнадежным долгам Цесна и АТФБанка на том основании, что государство их полностью выкупило один к одному, без какого-либо дисконта.

«Если нет, то вся госпомощь наверняка была неравномерно и неправомерно признана доходом лишь в отчетном году, а не распределена по всем годам (по мере исправления провизий предыдущих лет). Это было бы как минимум заинтересованной ошибкой (намеренного искажения экономической картины в финансовой отчетности банка)», – сказал он.

В связи с этим депутат предложил провести анализ эффективности и целевого использования выделенных на поддержку банков второго уровня государственных и квазигосударственных средств в части увеличения кредитования экономики, а также обосновать размещение БВУ выделенной им госпомощи на денежном рынке в нотах Нацбанка, а не в кредитах реальному сектору экономики.

«При помощи независимых экспертов оценить ущерб государства от всех сделок с Jusan Bank за последние 5 лет и предложить пути его возмещения государству», – сказал он.

Нуров отметил, что доля банковского кредитования в ВВП составляет лишь 23% вместо положенных как минимум 50%. При этом, по его словам, государство с 2009 году оказало БВУ почти безвозмездную поддержку примерно на 9 трлн тенге ($20 млрд), но «совсем не факт», что все они пошли на кредитование промышленности. Он напомнил, что ноты Нацбанка с доходностью более 9% составляют в активах БВУ уже более 4 трлн тенге, то есть почти половину этой господдержки.

Ранее Kursiv.media изучил отчетность Jusan за 2020 год, которую финучреждение опубликовало с задержкой почти на девять месяцев, а заодно подытожил, сколько денег государство потратило на спасение двух банков, которые поглотил Jusan. Рынок давно ждал этот документ, поскольку в нем должны были быть раскрыты детали покупки АТФБанка.

Читайте также