Как продать несколько граммов алюминия за $28 тысяч
$27,720 – по такой цене ушли с молотка три пары алюминиевых клипс работы ювелира Жоэля Артура Розенталя, больше известного под короткой аббревиатурой JAR. Два года назад на онлайн-аукционе Christie’s пара похожих клипс от JAR была продана за $10,000 (при оценочной стоимости $2,000–3,000). Рассказываем, почему металл «для сковородок и самолетов» ставит рекорды на ювелирных торгах.
Самый востребованный ювелир современности
На самом деле алюминий – не новый материал в ювелирном деле. Как рассказывала на одной из своих онлайн-лекций известный российский журналист и историк ювелирного искусства Елена Веселая, в Европе украшения из алюминия делали еще в эпоху Наполеона III (любителя всяческих инноваций). Тогда, в XIX в., он считался самым ценным и редким металлом из всех возможных, и его сочетали с золотом и бриллиантами – это было модно. Историки пишут, что в то время даже была сделана первая алюминиевая игрушка для наследного принца, инкрустированная бриллиантами, изумрудами и кораллами. Уже тогда отмечалась удивительная легкость металла: когда Наполеон III заменил бронзовые скульптуры орлов на такие же алюминиевые, птицы стали весить гораздо меньше (900 г вместо 2,5 кг).
Потом мода на украшения и статуи из алюминия прошла, металлу нашли гораздо более масштабное применение – например, в авиации, и его возвращение в ювелирное искусство специалисты связывают с уже упомянутым Жоэлем Артуром Розенталем.
«Самый востребованный ювелир современности», гениальный самоучка заявил о себе в 1980-х годах в Париже. Впрочем, «заявил о себе» – это не совсем верное выражение, потому что JAR с первых лет существования своего бренда и по сегодняшний день избегает публичности, в его ателье на Вандомской площади невозможно попасть просто так: сначала нужно попросить о встрече, и не факт, что вам ее подтвердят. Он никогда не учился ювелирному мастерству: в графе «образование» в его биографии значится Гарвардский университет, где Жоэль Артур Розенталь изучал историю искусств и философию. Потом он увлекся кино и написал сценарий; не нашел денег для съемок и переключился на дизайн тканей и вышивок, среди его клиентов были дизайнеры Hermes и Valentino; а однажды ему предложили сделать дизайн оправы для драгоценного камня.
Это стало переломным моментом в его собственной истории, и, как покажет время, в истории современного ювелирного искусства. Некоторое время он работал в Bvlgari, в Нью-Йорке, а когда ему предложили перебраться в главный офис – в Рим, он отказался и решил, что лучше откроет собственное ювелирное ателье.
До 2002 года украшения JAR могли видеть только избранные: те немногие, кому удалось стать его клиентами. Но в 2002 году в Somerset House в Лондоне состоялась первая персональная выставка Жоэля Артура Розенталя, и, как писали критики, современное ювелирное искусство разделилось на периоды «до» и после».
Трехмерность украшений, тончайшая техника паве, сочетание современной огранки камней со старой, переходы цвета и, конечно, использование нетрадиционных материалов, от черного дерева и морских раковин до титана и алюминия – все это о Жоэле Артуре Розентале. При этом ни один из этих художественных приемов не является самоцелью: он их использует для выполнения поставленной им задачи, и если для создания броши «Голова овцы» (весьма натуральной) ему нужны алюминий, золото и сапфиры – он их и возьмет. В итоге брошь была продана за сотни тысяч долларов – и это не главный рекорд для украшений JAR. В 2014 года на Christie’s за 3,5 млн франков ушел с молотка браслет JAR – аукционисты назвали его «одним из десяти украшений, перевернувших мир».
Алюминий по цене золота
Неудивительно, что Жоэль Артур Розенталь сегодня считается главным фаворитом среди современных ювелиров на аукционах. Его украшения могут уходить с десятикратным превышением эстимейта и появляются на торгах достаточно редко. Впрочем, июнь 2022 года стал исключением: работы JAR появились в Нью-Йорке сразу на двух ведущих мировых аукционах, Christie’s (8 июня) и Sotheby’s (16 июня). Наряду с великолепными украшениями из золота и серебра с бриллиантами, изумрудами, сапфирами на торгах выставлялись и изделия из сувенирных линий JAR – те самые алюминиевые клипсы.
Интересна сама история их создания: впервые публика увидела их на выставке в Лондоне – Жоэль Артур Розенталь дарил их своим клиенткам в знак благодарности за то, что они предоставили свои украшения его работы для экспозиции. Клипсы выглядели очень реалистично: «почти настоящие» венчики сирени, цветы фиалок, лепестки герани и т.д. В этом – одно из главных преимуществ алюминия (кроме общеизвестной ультралегкости): его можно красить в самые разные цвета, и при этом он остается матовым, а не блестящим. Поскольку первые клипсы были выпущены в ограниченном количестве, они очень скоро стали объектом коллекционирования, а позже появились на аукционах. И если еще несколько лет назад те самые сувениры с выставки в Somerset House можно было купить за $3,000–$4,000, то в 2018-м на аукционе Christie’s клипсы от JAR продали за $10,000, в 2019-м, на Sotheby’s – за $15,000. То есть снова алюминий по цене золота – как в XIX веке.