Как советские машины с триумфом побеждали на мировых ралли

Опубликовано (обновлено )
Рассказываем, как СССР участвовал в капиталистических забавах

Renault теперь – это «Москвич». Французский концерн ушел с рынка России, оставшийся завод власти Москвы взяли на баланс города и теперь собираются производить авто под брендом «Москвич». И хотя сейчас «Москвич» с «Жигули» ассоциируются с дедушкиной машиной, которая плетется в правом ряду и до отказа набита картошкой, было время, когда советские легковушки лидировали на самых престижных ралли планеты.

Зачем Стране Советов нужно было участвовать в капиталистических забавах? Ровно по той же причине, по какой этим занимались и занимаются автопроизводители со всего мира – ради рекламы своих детищ. В 1960–1970-х экспорт авто был важной статьей доходов для СССР. Поэтому выступление на всемирно известных гонках считалось отличной PR-акцией. И важна здесь была даже не победа, а факт пересечения финишной черты, что говорит о надежности техники.

«Волга» на Лазурном берегу

Впрочем, немалую роль играло и стечение обстоятельств. Легендарное ралли Монте-Карло, которое проводится с 1911 года, начинается со сбора участников в одном из городов Европы, а уже оттуда команды едут на юг Франции. В 1964 году выбор организаторов пал на Минск. Отказывать князю Монако в Советском Союзе не стали, но озадачились вопросом репутации: дескать, соберутся у нас гонщики отовсюду, а своего экипажа не будет. Непорядок!

Было решено отправить на гонку и советскую команду, которую возглавил многократный чемпион страны Вячеслав Мосолов. Сомнений в выборе машин для советских пилотов не было – им дали «Волгу» ГАЗ-21. Флагманская модель отечественных легковушек на тот момент, к тому же в 1958 году она получила Гран-при Всемирной выставки вместе с другой советской продукцией. На чем же, если не на «Волге», ехать в Монте-Карло?

С самого начала советским раллистам пришлось нелегко. По пути во Францию были разбиты две машины, выполнявшие функции «техничек». Запчасти, провизию и прочий скарб пришлось грузить в «боевые» авто. Из-за лишней нагрузки и без того не самые быстрые «Волги» сильно потеряли в динамике, да и управляемость на коварных серпантинах была не эталонной.

По ходу самой гонки советским штурманам пришлось ориентироваться по устаревшим военным (!) картам. Не­удивительно, что «Волги» сильно отстали от победителей ралли – британских Mini. Тем не менее провалом это поражение тоже считать нельзя: вся советская команда, кроме упомянутых «техничек», добралась до финиша. Этим же могли похвастать только 174 машины из 342 стартовавших! Среди «выживших» были авто марок Porsche, Renault, Ford и других именитых концернов.

«Москвичи» против кенгуру

Эпизод с ралли Монте-Карло – знаковый, но не дебютный для советских раллистов: первым выступлением международного уровня стала серия «1000 озер» 1958 года в Финляндии. За честь страны бились скромные «Мос­квичи-407» без каких-либо серь­езных доработок. И не просто бились как статисты – заняли третье место в командном зачете!

Хотя рядовые советские водители больше уважали продукцию ВАЗа, именно у АЗЛК была наиболее результативная раллийная команда. Конечно, полностью штатными такие «Москвичи» назвать нельзя: гонщики своими силами разбирали по винтикам стандартный авто и заново скрупулезно собирали его, устраняя заводские недоделки. Попутно появлялся разнообразный тюнинг в виде более производительных карбюраторов, импортной резины, многоточечных ремней безопасности (перешивали из авиационных), сдвоенных амортизаторов и прочего.

Фото: архив АЗЛК

Пожалуй, два самых знаменитых выступления «Москвичей» – межконтинентальные ралли с гигантской дистанцией. В 1968 году прошел марафон Лондон – Сидней, который еще до старта окрестили ралли века. Действительно, марафон пролегал через 11 государств, а протяженность составляла 16 тыс. км.

От СССР на нем выступили четыре новых на тот момент «Мос­квича-412». Советская команда произвела фурор: мало того, что все машины добрались до финиша, так еще и заняли четвертое место в общем зачете. О сложности гонки говорит тот факт, что половина из 98 экипажей сошла с дистанции.

Кстати, забавная деталь: чтобы не погубить машину в столкновении с кенгуру на территории Австралии, технарям пришлось в полевых условиях наваривать силовые дуги над передним бампером. По сей день подобная доработка зовется в народе «кенгурятником».

Через два года окрыленные успехом организаторы решили повторить марафон, сделав его еще длиннее и сложнее. Маршрут пролегал от Лондона до Мехико через 25 стран, делая крюк через всю Европу, Южную Америку и заканчиваясь в Центральной Америке. Общая протяженность – 26 тыс. км! Для сравнения, маршрут знаменитого «Дакара» в 2021 году составил «всего» чуть более 7,6 тыс. км.

Со стадиона «Уэмбли» стартовало 96 экипажей – и среди них было пять «Москвичей-412».

О бескомпромиссности борьбы говорит тот факт, что даже на европейском участке маршрута из гонки выбыло 24 экипажа. Однако все самое сложное началось в Америке. В Аргентине, на высоте более 4 тыс. метров над уровнем моря, нелегко было и людям, и технике. Один из «Мос­квичей» свалился в пропасть, второй сняли из-за отставания. Остальные машины гонщикам и штурманам приходилось чинить в спартанских условиях во время перерывов между участками: у команды не было отдельного подразделения механиков.

В итоге к финальному отрезку ралли пробилось всего 26 автомобилей. Выбыли все Porsche, по одной машине осталось у Mercedes-Benz, Peugeot и Citroen, а «Москвичей» было три. Показав удивительную живучесть, советские машины заняли второе, третье и четвертое места в классе с двигателями до 1,6 литра. «Мос­квичи» и их суровые пилоты в мгновение стали знамениты на весь мир.

Лебединая песня «Жигулей»

Неужели тольяттинцы спокойно смотрели на то, как все лавры пожинают гонщики АЗЛК? Отнюдь нет. С самого момента запуска Волжского автозавода его команда активно включилась как в автоспортивную жизнь страны, так и в международные соревнования.

Уже в 1971 году (ВАЗ работает всего год) «Жигули-2101» наделали шуму на этапах «Тура Европы». Справедливости ради отметим, что раллийные «копейки» частично были собраны на итальянских комплектующих, да к тому же оснащены иностранным тюнингом: карбюраторами Weber, амортизаторами Koni, покрышками Pirelli и многим другим.

Итак, на том «Туре Европы» советская команда выставила пять «Москвичей» и три «Жигули». Главные соперники – Ford, Volvo, Volkswagen. Итог – полный триумф Страны Советов: московские гонщики завоевали Золотой кубок, а Серебряный кубок отправился в Тольятти.

До середины 1970-х «Москвичи» да «Жигули» почти безраздельно правили на раллийных спецучастках. Но вместе с прогрессом автоиндустрии закончилась и золотая эра советских легковушек. Иностранные авто стремительно совершенствовались, мощность их моторов стала доходить до 300 лошадиных сил, а машины из «страны развитого социализма» оставались практически прежними. Победы в ралли стали редкостью.

К концу 1980-х появилась надеж­да на новый ВАЗ-2108. Помимо доработок штатной машины, инженеры создали на базе «восьмерки» настоящего монстра: мотор по примеру суперкаров переехал в заднюю часть, привод вместо переднего стал полным, а мощность достигала 250–300 лошадиных сил. Увы, техрегламент международных соревнований поменялся, и такой ВАЗ поучаствовать в гонках не успел. А потом уже Советскому Союзу стало не до гонок.

Тем не менее триумфы «Волг», «Жигулей» и «Москвичей» достигли цели, которая ставилась изначально. Рекламные буклеты госпредприятия «Автоэкспорт» пестрели рассказами о раллийных победах. Безусловно, это добавляло популярности советским легковушкам за рубежом – долгое время они успешно продавались даже в капиталистических странах, пока отрыв от конкурентов не превратился в пропасть.

Читайте также