Гнев и молнии от кинокритиков: рецензия на «Тор: Любовь и гром»

Опубликовано (обновлено )
В казахстанский прокат вышла четвертая часть, посвященная подвигам Бога Грома и его возлюбленной. Спойлер: вышло скучно
elpais.com

Мировая премьера фильма «Тор: Любовь и гром» состоялась в Лос-Анджелесе еще 23 июня, однако в большой американский прокат картина вышла только 8 июля, в расписании казахстанских кинотеатров очередное детище Marvel появилось на день раньше – 7 июля. Жаль только удовольствия от этого почти никакого – кино получилось проходным и оправдало свой низкий рейтинг на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes – сейчас критики оценили его в 70% из 100 (это на основе 183 отзывов). Попробуем понять, в чем просчитался Тайка Вайтити и почему на этот раз режиссерская интуиция его подвела.

После того как любимец всех кино-хипстеров, эксцентрик и чуть ли не главный комедиограф Голливуда Тайка Вайтити выдал свой «Тор: Рагнарек» (срежиссированная им третья часть «Тора» заработала почти в 5 раз больше, чем на нее потратили – $853 млн при вложенных $180 млн), продюсеры предложили ему продолжить сотрудничество и вручили карт-бланш на производство новой серии. Он этим шансом воспользовался на все 100%, но на пользу проекту это, увы, не пошло – получилось совсем не эпично, поверхностно, довольно инфантильно и не очень смешно. Декорации выглядят избыточными и безвкусными, спецэффектов и шуток много, но они такого качества, что ничего особо не впечатляет. Так что, когда на этапе производства Вайтити интриговал фанатов тем, что эта работа будет «самой сумасшедшей вещью, которую он когда-либо делал», потому что «каждый элемент фильма задуман так, чтобы в отдельности не иметь смысла», оказывается, надо было ему верить – он не врал.

Внимание 0 в тексте множество спойлеров!

О чем четвертый «Тор»

События в новой картине разворачиваются после «Финала», напомним – там Тор вместе с Мстителями эпично противостоял Таносу. В «Любви и громе» Тор (Крис Хемсворт) только что пережил кризис среднего возраста, попытался переосмыслить разрыв с любимой женщиной (Натали Портман) и почти вернулся в прежнюю форму. Пока он не решил, чем займется в глобальном будущем, и все еще слоняется по Вселенной вместе со Стражами галактики, борясь то с одними, то с другими. Однако вскоре Тор начинает получать тревожные сообщения, которые говорят, что на богов объявил охоту некий Горр (Кристиан Бэйл). Злодей умерщвляет небожителей или калечит их с одержимостью маньяка и он очень опасен – в его боевом арсенале смертоносный Некромеч Вечной Тьмы, а его сердцем и разумом движет Месть. Когда-то боги позволили его маленькой дочери уйти на тот свет и посмеялись над ним, когда он просил у них помощи, и тогда он поклялся уничтожить всех этих бездельников.

Для того чтобы узнать подробности о новом бого-истребителе, Тор отправляется в Асгард. Город заново отстроился, опопсел и превратился в популярную туристическую достопримечательность, чем-то напоминающую большой парк аттракционов с незатейливым интертэйментом, где по мотивам эпосов ставят нелепые сценки (в одной из ролей там герой Мэтта Дэймона), а в каждом доме живет огромная куча детей. Там Тор встречает Валькирию (Тесса Томпсон), а также любовь всей его жизни – Джейн Фостер, с которой он не виделся «восемь лет, семь месяцев и шесть дней» (в «Рагнарьке» ее тоже не было). У дамы (ее играет Натали Портман) свои веские причины оказаться в Асгарде, ведь сейчас у нее такой период в жизни, что именно ей как никому в мире нужна магия. И если кто достоин еще поднять Мьельнир – тот самый знаменитый молот Тора, и обрести могущество Бога Грома, то это только она, ведь эта земная женщина смелее и сильнее многих богинь. Как мы помним, в предыдущем фильме богиня смерти и сестра Тора Хела (Кейт Бланшетт) разбила Мьельнир, но для Джейн он волшебным образом собрался вновь.

Вскоре выясняется, что коварный Горр похитил всех «асгардских» детей, чтобы заманить Тора в царство теней и там его растерзать. И даже древнегреческий Зевс (Рассел Кроу) им не поможет. В итоге златовласому громовержцу приходится спасать юных богов самому и делает он это в компании Валькирии, воина Корга (его «воплотил» Тайка Вайтити) и своей экс-возлюбленной, ведь молот теперь не у него, а у нее, и Тор сейчас она. В итоге все (ну почти все) спасены, а кто-то даже станет родителем.

Что не получилось в фильме

Вайтити всегда ценили за легкость, необычный взгляд на вещи, умение снять ненужный градус пафоса и привычку иронизировать над клише, например, маскулинными идеалами или образцовыми богами, но здесь это сослужило ему плохую службу. Лишив фильм эпичности, он превратил марвеловское кино в что-то среднее между посредственной романтической комедией и неудавшейся мелодрамой, напичканной до кучи плохой графикой. Шуток вроде много, есть даже те, которые понравятся аудитории – например, там, где Тор косплеит Чака Норриса, удерживая своих врагов шпагатом, но большая часть юмора все же не работает – ощущение, будто смотришь не самый остроумный ситком Marvel, не хватает только закадрового смеха, чтобы показать зрителям, где смеяться. Как говорил в одном из интервью Вайтити, они делали проект так, «как если бы 10-летний ребенок говорил нам, что делать». Так оно и выглядит.

Фото: Kinopoisk.ru

При этом в сюжет режиссер приплетает довольно драматичные и задевающие за живое вещи, такие как: расставание с любимым человеком, борьба с неизлечимым заболеванием, трагедия потери близкого, отсутствие надежды и ощущение покинутости, которое наступает у тех, кто сталкивается в своей жизни с этими проблемами. Тайка Вайтити пытается пройти эти важные темы вскользь, не особо погружаясь, из-за чего все показанное на экране кажется слишком поверхностным. К примеру, большие претензии к злодею – как всегда изменившийся до неузнаваемости Кристиан Бэйл по-актерски сделал, что смог, но трудно потрясающе играть плохо проработанного персонажа. Смертный, который стал практически неубиваемой машиной из-за своей ненависти к богам, отказавшихся ему помочь, и отец, убитый горем, – это ведь могучая и почти архетипическая фигура, которая здесь, увы, выглядит лишь как фон для бравады Тора.

Такое же недовольство возникает, если говорить о мелодраматическом потенциале Тора. Бог, который становится очень уязвимым из-за своей любви к смертной, – это большое поле для интересных драматургических ходов, но здесь об этом тоже по верхам. Наверное, поэтому даже сцена посмертного расставания Тора со своей любимой не трогает, хотя все зрители должны были, как минимум, всплакнуть на этом моменте.

Персонажу Джейн Фостер вроде бы и уделено довольно много времени, но и к ней можно было бы отнестись не так формально, а с большей теплотой. При этом наверняка многие женщины с удовлетворением отметят изменившееся отношение сценаристов к женским персонажам и их функциям на экране: здесь подчеркнуто, что сила, храбрость и мужество – это не мужские черты, как принято считать в патриархальных обществах, а общечеловеческие, стало быть, и молот может держать тот, кто сильнее по факту, а не по принципу исторически закрепленных гендерных ролей. К тому же здесь Джейн выступает не «подругой главного героя», наоборот, она – центральная фигура, жаль только не все время, а лишь на период схватки.

Зато в сценарии не забыли много чего ненужного, например, упомянуть сексуальную ориентацию Валькирии и Корга. Зачем это понадобилось для сюжета – непонятно, это никак не влияет на ход событий, разве что заявляет о будущих ЛГБТ-фильмах от Marvel.

Настолько ли ужасен новый «Тор», как мы описали? Нет. Во всяком случае, посмотреть разок можно, но поскольку ожидания от него были крайне высоки – ведь проект делал не кто-нибудь, а сам Тайка Вайтити, разочарование публики понять можно.

И напоследок – что в сценах после титров…

Внимание – не читайте дальше, если боитесь спойлеров.

В первой – Зевс ворчит, жалуясь на людей, которые теперь не боятся богов и не просят от них молний и дождя как раньше (про казахский обряд вызывания дождя Тасаттық американским сценаристам не рассказывали). Сегодня люди не признают обитателей Олимпа, а хотят видеть только своих супергероев. «Как мы все стали лишь шуткой?» – спрашивает он у кого-то. Оказывается, этот кто-то – это его сын Геракл, которого рассерженный Зевс отправляет на поиски Тора. В роли Геракла – Бретт Гольдштейн, известный по роли звездного футболиста Роя Кента из сериала «Тед Лассо». Во второй сцене Фостер успешно прибывает к воротам Вальхаллы.

И если первая сцена заявляет нам нового героя, который, по всей видимости, будет фигурировать в пятом «Торе», то вторая ставит финальную точку в карьере Портман в марвеловской Вселенной. Поигралась в супергероиню и хватит.

Читайте также